Инновационный потенциал Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:12, реферат

Краткое описание

В развитии экономической системы существенную роль играет развитие инновационного потенциала. Понятие «инновационный потенциал» стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности».
Для определения рациональных размеров инновационного потенциала, который должна иметь эффективно функционирующая макроэкономическая система, необходимо иметь четкое определение, понятия инновационного потенциала и его состава.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный потенциал.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Затраты на технологические инновации  в промышленности в 2004г. составили 136,9 млрд. р. и увеличились, по сравнению с предшествующим годом на 10%. Ожидается, что к 2008г. их объем увеличится на 53–60% и достигнет 282,8 – 304,1 млрд. р.

Таблица 1

Отраслевая структура иностранных  инвестиций в российскую экономику в ян. – сент.е 2001-2003 гг.

 

Рисунок 5. Структура иностранных  инвестиций в российскую экономику  в 1996-2003 гг. (в % к итогу)

Основным получателем бюджетных  средств выступают машиностроительные предприятия – 77% от общего объема ассигнований федерального бюджета на инновации (по данным за 2002г.). Средства внебюджетных фондов также сконцентрированы преимущественно в машиностроении (68%). В последние годы четко прослеживается тенденция увеличения расходов федерального бюджета на оборону: в реальном выражении эти расходы в 2004г. увеличились практически на 1/3, по сравнению с 2003г. Например, на закупку и разработку новой военной техники выделялось 1,4 млрд. р. по текущему валютному курсу.

Неэффективно используются кредитные  ресурсы. Примерно 2/3 предприятий продолжают проедать капитал в основном вследствие нецелевого использования амортизации и низкого объема инвестиций. Ощущается нехватка «длинных денег», а иностранные инвестиции не дают ожидаемого результата.

Объемы финансирования науки и  их рост не могут обеспечивать кардинальных изменений условий функционирования научной сферы и решения задач социально-экономического прогресса. В 2000 и 2002 гг. финансирование НИОКР составило, соответственно, 1,05 и 1,24% ВВП. Для сравнения: в США 2,7 и 2,82%, в Великобритании – 1,86 и 1,9%, в ФРГ – 2,48 и 2,5%, во Франции – 2,19 в 2,2%, в Японии 2,98 и 3,09%.

В научно-техническом секторе продолжается наметившаяся в 2001г. тенденция к  сокращению (при повышении эффективности) числа организаций, выполняющих  исследования и разработки. Так, в 2004г. их число составило 3734, и, по оценке итогов реструктуризации и реформирования сектора науки, ожидается их стабилизация или дальнейшее сокращение – на 2,4% в 2008г. Число научных учреждений и организаций с учетом происходящих процессов реформирования и укрупнения составит к 2008г. 3643 – 3750 организаций. В большей степени сокращение коснется организаций с государственной формой собственности, с учетом процессов разгосударствления и приватизации к 2008г. их число сократится на 3,4 – 3,8 % от уровня 2004г.

В 1998г. в России на 10 000 человек населения  приходилось 58,2 человек, занятых исследованиями и разработками, среди них – 28,4 исследователей. В структуре занятости  соответствующие показатели составляли 134 и 65,2. Цифры достаточно высокие, но заметно сократившиеся за последние годы. Однако и теперь количество исследователей на 10 000 занятых в России заметно выше, чем в ОЭСР (55 человек на 10000 занятых в 1995г.). Высокая численность ученых традиционна для России.

В гос. секторе было занято 29,8% от общей численности исследователей, в предпринимательском – 65,3%, в высшем образовании – 4,8% и частном бесприбыльном – 0,04%. Для обеспечения целостности целесообразно добиваться сдвигов в структуре в сторону увеличения доли вузовского сектора за счет государственного. Предприятия гоc.сектора слишком велики и недостаточно мобильны.

Важной особенностью всего периода, начиная с 1990 г., является снижение доли исследователей по отношению ко всем работникам, выполняющим исследования и разработки (табл. 2).

 

Таблица 2

Численность работников, выполнявших  научные исследования и разработки по категориям персонала (тыс. чел.)

В основе негативных тенденций, приведших  к снижению качественных параметров научных кадров, лежал низкий уровень оплаты труда в науке. В результате из науки ушли практически все, кто способен заработать в других отраслях большие суммы. Поэтому проблема ротации кадров и сохранения научных школ является наиболее важной стратегической проблемой российской науки.

Численность научного персонала в последние годы сокращалась. В 2004г. общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 842,7 тыс. человек. В структуре научных работников около половины (47,8%) – исследователи, численность которых в предшествующий период сократилась более заметно, чем общая численность занятых в науке.

При построении эффективной инновационной системы  следует учитывать значительную дифференциацию российских регионов по уровню социально-экономического развития (рис. 6).

Рисунок 6. Для  инновационной продукции в общем  объеме отгруженной продукции в 2003 г.

Таблица 3.

Ранжирование регионов по инновационному потенциалу

Согласно исследованию агентства  «Эксперт РА», в 10 регионов-лидеров, соответственно их рангам по инновационному потенциалу, входят следующие (в порядке их убывания):__(табл. 3).

Ряд экономистов  считает целесообразным в каждом регионе разработать свою инновационную  систему, которая будет формироваться  на основе научного потенциала региона, наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры. Совокупность региональных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны на основе достижений «инновационной» экономики) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет составлять инновационную систему страны в целом.

Устранение указанных  недостатков позволит России улучшить инновационный климат и увеличить  объем инновационной продукции.


Информация о работе Инновационный потенциал Российской Федерации