Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.

Содержание

Введение.
Иностранные инвестиции в экономику России.
Основные виды инвестиции.
Формы привлечения иностранного капитала.
Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.
Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения  в инвестиционной политике нашей  страны (из программы правительства  РФ “Структурная перестройка и экономический  рост в 1997-2000 годах”):

-создать условия для  рыночной оценки активов предприятий.  Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

-внести изменения в  амортизационную политику, направленные  на ее либерализацию, повышение  степени свободы реформированных  предприятий при выборе методов  амортизационной политики (использование  ускоренной амортизации, нелинейных  методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путём  развития многообразных форм  собственности, повышение роли  внутренних (собственных) источников  накоплений предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка  предприятий за счет централизованных  инвестиций;

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений  и государственное финансирование  инвестиционных проектов производственного  назначения строго в соответствии  с федеральными целевыми программами  и исключительно на конкурсной  основе;

- усиление государственного  контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

- совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

- значительное расширение  практики совместного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов.

Среди первоочередных мер  необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством  предоставления налоговых льгот  или налогового кредита, вмешательство  государства в инвестирование первичных  отраслей и магистральной инфраструктуры.

 

Роль иностранного капитала в формировании мировой  рыночной экономики и экономики  России.

 

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной  экономики страна была полностью  отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела  к углублению интернационализации  хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми  странами.

Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран  в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию  производства. Современное производство под давлением научно-технической  революции становиться все более  сложным.

Растет число видов  и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается  развитие международной специализации  и кооперации производств. Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках  отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование  крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной  специализации и кооперации, так  как у одного собственника предприятия  есть возможность более устойчиво  развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных  компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости  стран в мировом хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что  вторая половина 80-х годов характеризуется  значительным увеличением темпов роста  иностранных инвестиций из промышленно  развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В 1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.

Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение капитала в современном мире, при  этом вывозимый капитал направляется прежде всего в промышленно развитые страны. Из более чем 200 млрд. долл. Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся стран.

Среди последних в 80-е  годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в том числе новых  индустриальных стран, АСЕАН и КНР.

На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной  Европы в конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них 5,5 млрд. составляли

вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую  Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%.

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство  и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как  экспортера капитала. И тогда будет  более активно вовлечена в  интернационализацию производства.

Однако сегодня участие  Росси в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения  иностранных инвесторов России предстоит  соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более  привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими  странами.

Обращение к иностранным  источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так  и текущих задач. В современной  экономической ситуации вопрос о  привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический  кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение  к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения  зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия  было в значительной степени ориентировано  на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для  многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности  производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование  иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке  нефти.

Привлечение иностранных  инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного  потребления), расширению экспорта с  помощью иностранных партнеров  и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных  инвестиций удастся продвинуться в  решении этих задач, это будет  весомым вкладом в создание современной  экономики.

Сотрудничество с зарубежными  партнерами может дать положительный  эффект с точки зрения освоения зарубежного  опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

 

Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику

 

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное  информационное обеспечение. Взаимосвязь  этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная  политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые  в России убеждены, что иностранные  инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение инвестиций (как  иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование  инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало  присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование  от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности. В России же, находящейся  в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность  страны в иностранных инвестициях  составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В  ближайшей перспективе законодательная  база функционирования иностранных  инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики  и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует  назвать:

- достижение национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими  общественными организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции  всеми известными в мировой  практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового  законодательства в сторону его  упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных  средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство  системы оплаты объектов за  конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного  законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых  льгот банкам, отечественным и  иностранным инвесторам, идущим  на долгосрочные инвестиции с  тем, чтобы полностью компенсировать  им убытки от замедленного  оборота капитала по сравнению  с другими направлениями их  деятельности;

- формирование общего  рынка республик бывшего СССР  со свободным перемещением товаров,  капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации  инвестиционного климата необходимо отметить:

- принятие законов о  концессиях и свободных экономических  зонах;

- создание системы приема  иностранного капитала, включающей  широкую и конкурентную сеть  государственных институтов, коммерческих  банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал  от политических и коммерческих  рисков, а также информационно-посреднических  центров, занимающихся подбором  и заказом актуальных для России  проектов, поиском заинтересованных  в их реализации инвесторов  и оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие  сроки Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие  программы укрепления курса рубля  и перехода к его полной  конвертируемости.

 

Заключение

 

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в российскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и  интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может  привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала - необходимое  условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение  иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем  получение кредитов для покупки  необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так  и национальных, жизненно важен и  для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов - с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики