Иностранный капитал в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Эффективный рост ВВП формируется под влиянием множества факторов. Одним из решающих факторов являются инвестиции, достаточный объем которых является важным условием устойчивого экономического роста. Если исходить из определения, что инвестирование — это долгосрочные вложения экономических ресурсов с целью создания и получения выгоды в будущем, то основной аспект этих вложений заключается в преобразовании собственных и заемных средств инвесторов в активы, которые при их использовании создадут новую ликвидность.
В этой работе мы рассмотрим основные признаки иностранных инвестиций в экономику России, а также немного рассмотрим историю привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегия регулирования иностранного капитала в России…4
1.1. Основные аспекты стратегий………………………………………..4
1.2 Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций…………6
Глава 2. Россия и зарубежные инвестиции…………………………….11
2.1 Положение России на мировом рынке инвестиций……………….11
2.2 Иностранный капитал в современной России……………………..13
Глава 3. Инвестиционная ситуация в некоторых отраслях промышленности России……………………………………………………….16
3.1 Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс..16
3.2 Новые месторождения и перспективы участия иностранного капитала………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

Поскольку получение иностранных технологий в отраслях ТЭК не считалось первоочередной задачей, постольку и методы международного технического сотрудничества здесь  достаточно жёстки. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, главной газовой  провинции России, иностранных компаний со 100-процентным собственным капиталом  в добывающем секторе нет. Совместные предприятия присутствуют лишь в  сервисных услугах и очень  мало в геологоразведочных работах.

Однако  иностранная технология и технический менеджмент неотложно необходимы здесь, и особенно при геофизических работах. Известно, что в СССР массово завозилось геофизическое оборудование, за которое расплачивались сырой нефтью. В 1980-х годах на такие поставки Западом было наложено эмбарго; теперь Россия технологически отстала лет на двадцать. Добавились и новейшие, уже экономические ограничения: геологоразведка сопряжена с инвестиционным риском из-за принципиально вероятностного характера результата и имеет длительный цикл реализации. Она чрезвычайно наукоёмка, требует вложений в теоретические исследования и использует дорогие технологии и оборудование; доход от прямых инвестиций здесь минимален, а поддержание системного уровня исследований требует длительных и крупных вложений.

Вследствие  всех этих причин геологоразведка и геофизика в России остались прерогативой государства. Отечественные корпорации не хотят брать на себя риски без надёжных государственных гарантий того, что при удаче смогут воспользоваться плодами изысканий. Наконец, результаты геологических исследований во всём мире являются коммерческой (у нас - государственной) тайной. Здесь-то и вступают в дело стратегические ограничения, имеющие целью не допустить утечки секретной информации. (Надо сказать, что геологическую информацию воруют даже в эмиратах, где за это положено отсечение головы, так что потери информации неизбежны и в России.) Отрасли же нужны прямые закупки геофизического и иного сложного оборудования для сервисных работ.

Свободные финансовые ресурсы - "нефтяные деньги" - у государства имеются, но оно, как показывает опыт, не всегда эффективный собственник. У частных российских нефтяных компаний по упомянутым причинам отсутствуют стимулы к долгосрочным инвестициям.

Имея  в виду объективную незаинтересованность российского - в первую очередь нефтяного - предпринимательства в долгосрочных малоприбыльных инвестициях, целесообразно  создать для выполнения геологических  и геофизических работ мощные государственные (с частным, в том  числе и иностранным капиталом) компании. Задачу сохранения результатов  поисковых исследований можно решать, не выходя за границы мировых стандартов защиты научно-технических секретов. В этих же целях - ускоренного прорыва  на новый технологический уровень - целесообразно провести коммерческую (под патронатом государства) программу обучения молодых российских специалистов в ведущих университетах Запада по широкому кругу геофизических специальностей.

Помимо  этого в компании ТЭК необходимо привлечь иностранные фирмы для  улучшения менеджмента: то есть нужен  современный инжиниринг из развитых стран для улучшения управления, повышения коммерческой и производственной эффективности. Ю. Потанин, например, считает, что "с финансовым оздоровлением нефтяных компаний вроде уже справились, теперь надо обновлять корпоративный менеджмент".

 

3.2 Новые месторождения и перспективы участия иностранного капитала

 

18За счёт имеющихся на сегодня запасов нефти в Восточной Сибири может быть обеспечена годовая её добыча на уровне 30 млн. т в период до 2030 года. Если же мы будем добывать по 50 млн. т в год, то уже к 2010—2012 году необходимо будет перевести часть ресурсов в запасы и постепенно вовлекать их в освоение, а при уровне добычи в 80 млн. т в год надо будет подготовить к освоению принципиально новые нефтеносные области. По нашему мнению, без привлечения внешнего капитала Россия вряд ли сможет разрабатывать нефтяные месторождения в Арктике, на Дальнем Востоке и особенно на шельфах северных морей.

Чтобы обеспечить разработку новых нефтяных и газовых провинций Восточной Сибири и Дальнего Востока, морских шельфов, необходим прорыв в сервисных технологиях, методах геологоразведки и геофизических исследованиях, который реален лишь с участием иностранных фирм.

19Газпром планирует осуществлять в восточных регионах России разработку крупных месторождений, из которых формируются четыре центра добычи газа: шельфовой зоны острова Сахалин, Иркутский - на основе Ковыктинского месторождения, Якутский - на базе Чаяндинского и Красноярский - Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тахомского месторождений. Для экспорта газа из Восточной Сибири очень важно иметь межгосударственное соглашение с потенциальными потребителями. Газпром ведёт переговоры по экспорту газа с представителями КНР, Японии и Южной Кореи. По-видимому, Южная Корея будет готова принять российский газ до 2010 года, а Китай - в период с 2010 по 2015 год.20

Ранее начала формироваться практика рассмотрения конкурсных заявок на выдачу лицензий или проектов - в том числе для  иностранных фирм - на неразведанные  перспективные участки под геологоразведочные работы. Подразумевались гарантии того, что если полезные ископаемые найдутся, то фирма получит права разработки согласно национальному законодательству. В этой связи непонятны намерения  правительства РФ ужесточить допуск к стратегическим месторождениям. Например, в новом законе "О недрах" предусмотрено проведение закрытых аукционов без участия иностранных компаний.

Даже  если по государственным соображениям подобные ограничения оправданны, вряд ли найдётся альтернативный отечественный капитал и технологии для столь сложных и дорогостоящих проектов. Не случайно поэтому широко дебатируются вопросы об ограничении иностранных инвестиций в стратегические регионы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, России настоятельно требуются иностранные инвестиции в развитие наукоёмких производств, геологии, в освоение восточных месторождений природных ископаемых и по многим иным направлениям. По-видимому, и наукоёмкие секторы экономики вполне могут освоить аналогичные масштабы иностранных прямых инвестиций.

Потенциальные инвесторы имеются, есть и поле для  приложения их капиталов: богатые природные  ресурсы, возможность их преумножения, и, главное, не до конца растраченный человеческий ресурс. Россия пока ещё  страна со 100-процентной грамотностью и богатыми научно-исследовательскими и образовательными традициями. Однако иностранный капитал входит в  страну очень робко, в малом количестве, а главное - имеет спекулятивный  оттенок. Главная причина: инвестиционная политика нашего государства не определена, а попытки её обозначить хаотичны до неприличия.

История доказала, что итогом неоправданно затянувшегося протекционизма в  большинстве случаев становится неконкурентоспособность национальной экономики и научно-техническая  изоляция страны. Напротив, чрезмерная, не контролируемая обществом открытость экономики вовне чревата крахом отечественного немонополистического предпринимательства. Вопрос номер один для ответственной государственной политики: когда и как перейти от ограничений иностранного капитала к сотрудничеству с ним?

В России возник и второй вопрос: если страна уже относительно открылась вовне, возможно ли и каким способом безболезненно повернуть государственную политику вспять и вновь жёстко закрыть экономику для иностранцев? Каков будет баланс приобретений и потерь?

Особенно  остро стоит вопрос о реальных возможностях нашего государства регулировать иностранный капитал в совместных проектах: мы полагаем, что в подобного рода политике, сильно упрощая, имеются лишь немногие успешные модели регулирования.

Первая. Модель Саудовской Аравии. Всё принадлежит  одной семье, она и решает, кто  желательный, а кто нежелательный  иностранец, чей капитал можно  допустить и как делить доходы. Такая модель возможна при существенных ограничениях: опора на мощного внешнего протектора; немногочисленность населения, которое легко купить за долю в нефтяных доходах и которое в том числе и поэтому не требует демократии.

Вторая. Прозрачная на всех уровнях демократическая страна. Пример –Норвегия и месторождения Северного моря. Ограничения в этой стране с малочисленным населением касаются иностранных инвестиций в разработку месторождений. Аналогично обстоит дело с привлечением иностранного капитала в наукоёмкие отрасли экономики.

Прочие  модели регулирования иностранного капитала допускают неадекватные решения  властей и соответствующие реакции общества. Россия – большая страна с имперскими традициями, и она вынуждена самостоятельно находить компромиссную модель.

Поэтому мы полагаем, что успех проведения политики стратегического регулирования иностранного капитала зависит от наличия в России адекватного административно-государственного аппарата и развитых демократических институтов. Если на данный момент имеются сомнения, лучше ничего не делать – говоря словами А.Н. Косыгина: "Пусть уж так остаётся".

 

Приложение

 

Таблица 1. Основные критерии правового режима инвестиционной деятельности европейских  стран, Ирана и России.

 

Великобритания

Германия

Франция

Испания

Чехия

Бельгия

Иран

Росия

Национальный режим

+

+

+

+

+

+

+

Специальный законнодательный акт об иностранных инвестициях

+

+

+

+

Орган, ответственный за эту область

+

+

+

+

+

Инвестиционные и налоговые льготы

+

+

+

+

+

+

+

Снижение/отмена таможенных пошлин

+

+

+

Льготы на приобретение земли и  помещений

+

Субсидии депрессивным регионам

+

+

+

+

Льготные займы

+

+

+

Ограничен допуск в экономику

+

+

+

Ограничен допуск в отдельные отрасли

+

+

+

+

+

+

+

+

Ограничения на вывоз капитала

+

Ограничения по гражданству руководителей

+

+


 

 

Список литературы

 

  1. Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело. Учебное пособие/ В.М. Аскинадзи - М: ООО»Маркет ДС Корпорейшн», 2007. - 512 с
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика.
  3. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 2-е издание/Е.Ф.Борисов - М: ТК «Велби», ООО «Изд.Проспект», 2007. - 544 с.
  5. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. - 2009. - №9. - с.2-11
  6. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика, 2010, № 3.
  7. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. - 2009. - №5. - с.19-24, №6. - с.31-34
  8. Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ А.Е. Дворецкая// Финансы и кредит. - 2010. - №16. - с.2-18
  9. Джанова З.А. Инвестиционная привлекательность России/ З.А. Джанова// Экономическое возрождение России. - 2010. - №4. - с.62-66
  10. Дейнеко В.А., «Привлечение иностранных инвестиций в экономику России» Аудитор , №1 – 2009
  11. Инвестиционная политика: Учебное пособие. / Под ред. Лапыгина Ю.Н. - М.: КНОРУС, 2007.
  12. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и способы финансирования. - М., 2009.
  13. Инвестиции (учебник, издание 6); Нешитой А.С.; Издательский дом Дашков и К; 2007
  14. Исаева П.И. «Альтернативы инвестиционной политики в России», Обзор экономики России,№1 – 2010
  15. Курысь Н.В. «Иностранные инвестиции. Российская история»
  16. Коряковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику/ Д.Г.Коряковский// Финансы и кредит. - 2010. - №10. - с.70-80
  17. Кралин П.В.  Инвестиционный климат России
  18. Каминский M. Прямые иностранные инвестиции,2010
  19. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / Под ред. А.З. Астаповича, С.А. Афонцева, Л.М. Григорьева, Е.Л. Яковлевой, М: ТЕИС, 2010.
  20. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru
  21. Студенкина Ю. Россия как центр притока прямых иностранных инвестиций/ Ю.Студенкина// Консультант Директора. - 2009. - №18. - с.13-17
  22. Лазарев П.Р. Обзор состояния в инвестиционной деятельности в РФ
  23. Мальцев Г.Н. Иностранные инвестиции в российскую экономику/ Г.Н.Мальцев// ЭКО. - 2009. - №10. - с.20-34
  24. Морозова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России
  25. Уголков Д. Иностранные инвестиции в Россию:прямые, портфельные и возвратные/ Д.Уголков// Инвестиции в России. - 2009. - №14. - с.28-30
  26. Зубченко Л.А. «Иностранные инвестиции»
  27. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.
  28. Халевинская Е.Д. «Предприятия с иностранным капиталом в России»
  29. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности/ О. Хорошилова// Инвестиции в России. - 2007. - №4. - с.14-21
  30. Шевченко И.В. Территориальная концентрация иностранных инвестиций в регионах России/ И.В.Шевченко// Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №10. - с.38-50
  31. Ю.Е. Власьевич, С.А. Бартенев «Экономика России: эффекты и парадоксы»

Информация о работе Иностранный капитал в экономике России