Институт банкротства и его функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, реферат

Краткое описание

Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных.

Содержание

Введение 4
1 Понятие и история банкротства 5
2 Институт банкротства на современном этапе 9
3 Функционирование института банкротства в России 14
Заключение 19
.Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Банкротство.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными.

К основным из них относят:

• экономические факторы (темпы инфляции, ставки налогов и банковских кредитов, курсы валют, уровень доходов населения и др.);

• политические факторы, обусловленные действиями и намерениями цен-

тральных и местных властей, их отношением к различным секторам экономики, регионам страны и формам собственности, наличием различных групп влияния в органах государственного и хозяйственного управления;

• рыночные факторы (тенденции изменения демографической ситуации,

жизненные циклы изделий, уровень конкуренции и др.);

• технологические факторы, обусловленные воздействием на экономику научно-технологического прогресса;

• социокультурные факторы, охватывающие такие явления и процессы, как

преобладающие в обществе нравы и традиции, отношение людей к работе и уровню благосостояния, уровень образования населения, отношение к частному бизнесу и возможности самостоятельной предпринимательской деятельности;

• международные факторы, связанные с глобализацией экономики, деятельностью транснациональных компаний, экономических и военно-политических объединений.

Внутренние факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80 процентов случаев экономической несостоятельности компаний [2]. К основным внутренним факторами относят организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; низкую квалификация управленческого персонала; недостаток собственного капитала; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.

 

3 Функционирование института банкротства в России

Практически во всех европейских государствах законы, в той или иной мере регулирующие проблему несостоятельности, появились в XIII— XVI вв. Для России началом зарождения подобных законов можно считать XVIII век. Оно развивалось на основе западноевропейского законодательства до 1917 года, когда в результате Октябрьской революции в России кардинально изменилась стратегия развития[5]. В советской России институт банкротства не был востребован в силу специфики функционирования плановой экономики, поэтому данное понятие было исключено из законодательства. 

Первый законодательный акт, посвященный проблеме банкротства, в постсоветский период — это Указ Президента РФ № 623 (от 14.07.1992) "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Срок его действия ограничивался введением закона о банкротстве. Первый российский Закон о банкротстве был принят 19 ноября 1992 года — это ФЗ № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"[5].

Данный закон был разработан как один из элементов рыночных реформ, проводившихся в то время. Ввиду внедрения других принципов ведения деловых отношений возникла необходимость в законных способах решения проблемы неплатежеспособности. В основе первого российского закона о банкротстве лежал принцип неоплатности — для того, чтобы возбудить дело о банкротстве, необходимо было доказать, что у должника активы превышали пассивы, в результате чего он не мог удовлетворить предъявляемые к нему требования.

Согласно Закону 1992 года "под несостоятельностью понималась неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника"[5].

Данное определение несостоятельности подразумевало возможность функционирования фирм, которые неспособны оплатить получаемые товары и услуги, и, таким образом, ограничило возможность применения банкротства к фирмам, предприятиям, организациям. Законом устанавливалась сложная схема инициирования, ведения дела и принятия окончательного решения по процедуре банкротства. Условием для начала процедуры банкротства, согласно Закону 1992 года, было превышение общего объема просроченной задолженности над общей балансовой стоимостью активов компании. Так как руководство компаний имело возможность манипулировать данными по общей балансовой стоимости активов компании, например путем выпуска не обладающих реальной ценностью долговых обязательств с высокой номинальной стоимостью для своей собственной фирмы, это условие привело к отсутствию эффективной угрозы банкротства.

Согласно статистическим данным, ситуацию с банкротствами в России на период с 1992 по начало 1998 года можно охарактеризовать следующим образом: количество возбуждаемых дел о банкротстве незначительно, но со временем оно увеличивается. По данным на конец августа 1997 г., более 80% всех неплатежей составляла задолженность, у которой истек трехмесячный льготный период, после чего кредиторы имеют право возбуждать против должника дело о банкротстве[5]. Но случаи возбуждения дел о банкротстве крайне редки.

Однако одновременно с принятием Закона о банкротстве в 1992 году началась разработка нового законодательства о банкротстве при участии зарубежных экспертов. В частности была создана специальная комиссия (в середине 90-х), которая выработала ряд рекомендаций по дизайну законодательства в области конкурсного права в России. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" №6 от 8 января 1998 года вступил в действие 1 марта 1998 года[5]. Принципиальное отличие заключалось в смене критериев признания должника банкротом — принцип неоплатности был заменен принципом неплатежеспособности.

Однако, несмотря на то, что текст закона от 1998 года учитывал недочеты предыдущего закона, и казалось, что с ним не должно возникнуть серьезных проблем в применении, практика показала его относительную неэффективность. Зачастую процедуры банкротства использовались не для того, чтобы усилить финансовую и налоговую дисциплину, провести реструктуризацию или перераспределить активы в пользу более эффективных собственников, а в качестве механизма перераспределения прав контроля над предприятиями в пользу региональных администраций и даже для защиты менеджеров от необходимости погашения их обязательств по федеральному налогообложению и от претензий внешних кредиторов.

Таким образом, Закон о банкротстве от 1998 года в реальности не всегда служит целям защиты внешних кредиторов и ужесточения бюджетных ограничений для менеджеров предприятий. Одна из причин этого состоит в том, что согласно данному закону судьи Арбитражного суда получили очень большую силу, не являясь при этом полностью независимыми. Дела о банкротстве в большинстве случаев рассматриваются региональными подразделениями Арбитражного суда, и имеются свидетельства того, что решения, принимаемые судьями региональных арбитражных судов, зачастую обусловлены влиянием региональных органов власти.

В результате был принят уже третий по счету Закон о банкротстве — Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ[5]. Новый закон о банкротстве по сравнению с законом 1998 года ущемляет права кредиторов, предоставляя должнику широкие возможности по восстановлению платежеспособности, что приближает его к американскому и французскому законам.

Он делает более цивилизованной всю процедуру банкротства, предусматривает соблюдение баланса прав должника и кредиторов. Основными новациями являются: увеличение в два раза до 100 тыс. рублей размера просроченного (на 3 месяца) долга, на основании которого можно возбуждать дело о банкротстве; помимо долгового обязательства кредитор должен представить суду исполнительный лист другого суда, признавшего наличие долга, то есть банкротству должно предшествовать исполнительное производство; если взыскание долга невозможно, то в рамках процедуры банкротства у предприятия-должника появляется возможность договориться с кредиторами о двухгодичном периоде финансового оздоровления; на любом этапе процедуры банкротства можно вернуть долги и прекратить ее; это может сделать и собственник, и акционеры, и третье лицо[3]. Наиболее радикальным изменениям подвергся институт арбитражных управляющих. Ранее они были полностью зависимыми: во-первых, назначались судом по представлению кредиторов, во-вторых, отвечали за свою деятельность собственным имуществом. Теперь управляющие назначаются из числа трех кандидатов, представленных суду специальной саморегулирующейся организацией (СРО). Суд утверждает кандидатуру управляющего только при единодушии сторон. Члены СРО должны иметь соответствующие образование и опыт, лицензирование их деятельности отменяется. Профессиональная ответственность управляющего страхуется. В целом, новый закон оценивается как повышающий степень соблюдения прав собственников, усиливающий роль государственных органов, имеющий механизм контроля и увеличивающий прозрачность процессов оценки и продажи имущества банкрота, что должно позволить избежать махинаций.

Раньше взыскать долг с обычного гражданина кредитор мог только по решению суда с привлечением судебного пристава на основании исполнительного листа, который выдается судом. На получение этого решения уходило обычно более трех месяцев. Нужно было не только обратиться с иском в суд, но и дождаться его рассмотрения, а также обжалования решения. Кроме того, в проигрыше могли оказаться другие кредиторы должника, которые не знали о судебном производстве или не успели получить решение суда.

14 ноября 2012 года Государственной думой  РФ в первом чтении был принят  законопроект Федерального закона  №105976-6 «О внесении изменений  в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» [3].

В случае если законопроект будет принят, обратиться в арбитраж с заявлением о признании гражданина банкротом сможет любой другой гражданин (и даже он сам), а  также конкурсный кредитор и Федеральная налоговая служба России. Размер задолженности должен составлять не менее 50 000 рублей, а просрочка – три и более месяцев. Главное – кредитору не потребуется решение суда и исполнительный лист.

Законопроект позволит признавать гражданина банкротом и реструктуризировать его долг (срок — не более пяти лет) [3]. План реструктуризации составляет сам должник, а утверждает его арбитражный суд. Такая процедура будет законна только в отношении ранее не судимых лиц с постоянным доходом. В результате суд сможет прекратить производство по делу или же признать гражданина банкротом. В последнем случае имущество должника подлежит продаже. 

Для кредиторов особенно важны следующие положения законопроекта:

-   информацию о ходе дела не планируется публиковать в официальных изданиях. Ее предполагается размещать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве

-   должник, конкурсные кредиторы и ФНС будут иметь право не привлекать к работе финансового управляющего, что может нарушать интересы кредитных организаций

-   собрание кредиторов предполагается проводить без совместного присутствия всех указанных лиц, что также может повредить интересам кредиторов

Но несмотря на недоработки, принять закон мы считаем необходимым, поскольку он снизит расходы юридических лиц на взыскание долга. В частности, в случае признания гражданина банкротом, кредиторы смогут не платить налог на прибыль в виде процентов за пользование кредитными средствами.  

 

Заключение

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации — субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором.

В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

В настоящее время в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, банкротом может стать организация или физическое лицо. В случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом), его коммерческая деятельность прекращается, а имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов. Учитывая, что сейчас в рыночной экономике России присущи такие явления, как спад промышленности, отсутствие инвестиций, вопросы несостоятельности хозяйствующих субъектов приобретают все большую актуальность.

С одной стороны значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. 
Список литературы

 

  1. Васильев Е.А. Эволюция законодательства о несостоятельности и банкротстве в буржуазных странах. // Торгово-экономические связи и вопросы международного частного права: Сб. научн. трудов. М.: Изд. МГИМО, 1989.
  2. Институт банкротства [Электронный ресурс]. – URL: http://2zjsus5962mdz2r.ucoz.ru/publ/nesostoyatelnost_59ru/institut_bankrotstva/1-1-0-616
  3. Маджар, А. Чем обернётся новый закон о банкротстве физических лиц? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.forbes.ru/svoi-biznes-opinion/master-klass/234627-chem-obernetsya-novyi-zakon-o-bankrotstve-fizicheskih-lits
  4. Несостоятельность [Electronic resource] // Wikipedia, 2014. Дата обновления: 05.12.2013. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E5%F1%EE%F1%F2%EE%FF%F2%E5%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC
  5. Подколзина, Е.А. Формирование института банкротства в России [Электронный ресурс]. – URL: http://1fin.ru/?id=629
  6. Смольский, А.П. Институт банкротства: сущность и проблемы функционирования на современном этапе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mirkin.ru/_docs/articles04-019.pdf

Информация о работе Институт банкротства и его функционирование