Институт монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:35, контрольная работа

Краткое описание

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика доклад.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Особый вид  монополии –международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.

Первая – транснациональные  монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместный компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов.

 Они помогают разно-национальным  фирмам, объединяющим оперативную  деятельность, не только избежав  двойного налогообложения, но  и сохранить формальную самостоятельность,  корпоративную структуру, индивидуальные  особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) незначительна

Признаки монополистической конкуренции:

  • Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой.
  • Почти невозможен тайный сговор фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен.
  • Как правило, фирма строит свою политику без учета реакции конкурентов, поскольку фирмы-конкуренты достаточно многочисленны.

Негативные моменты монополизма  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное  регулирование экономики включает два связанных между собой  направления:

  • Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;
  • Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного регулирования  уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался и термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483 г.). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы на одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды, или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования». В США с 1890 года действует антимонопольный закон Шермана. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».

В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого:

  • запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Принятые законы регулируют следующие  узловые вопросы: фиксация цен, слияние  фирм и предприятий и ограничения  в этой сфере, дискриминация цен.

В экономической и юридической  литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной  единицы независимо от социально-экономических  последствий её деятельности. Сторонники такого подхода, который получил  наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

Начало антимонопольному регулированию  в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования  экономики включает следующие элементы:

 

  • понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
  • виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
  • перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;
  • определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
  • меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейший элемент в системе  антимонопольного регулирования экономики  в каждой стране – само понятие  монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категории принадлежащих им акций (ст. 92, 93).

Естественные монополии– такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-поставщик  товаров (услуг), в соответствии с  законодательством Российской Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.

Мировая практика знает несколько  подходов к их решению: 1) использование института государственной собственности в соответствующих сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. Федеральным Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:

  • ценовое регулирование;
  • определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Эти методы (каждый в отдельности  или оба одновременно) применяются  не автоматически, а в зависимости  от конкретной ситуации на товарном рынке  и на основании решений государственных  органов регулирования.

Каковы же причины  разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?

Анализ дел, которые рассматривались  в связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика.

Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным  положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.

Начиная с 1992 года, когда произошла  либерализация цен, в этом секторе  цены стали расти быстрее, чем  в других. Правительство озаботилось  проблемой регулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как ограничение уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры государственного регулирования.

Информация о работе Институт монополий