Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 16:19, реферат
Эффективность экономики определяется институциональной средой ее развития. В связи с существующими на сегодняшний день тенденциями в развитии Европейского Союза (далее по тексту – Евросоюз, ЕС), большое внимание в работах многих ученых юристов-международников уделяется вопросам организационно-институциональной структуры Евросоюза. Если говорить о деятельности Евросоюза в целом, то его главным звеном является, непосредственно, наличие внутренней структуры, которая характеризуется формированием определенных органов, перед которыми ставятся цели и задачи, которые обладают полномочиями и несут ответственность за принятые решения и за осуществляемую деятельность.
Введение 2
Институты и их функции в экономике 3
Понятие институциональной среды 6
Европейский Союз 7
Институциональная система Европейского Союза 8
Заключение 15
Список использованной литературы и источников
Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее.
В соответствии со ст. 19 Договора о Европейском союзе термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает:
1. Первоначально единственное, а
ныне — высшее звено судебной
системы — Суд. Он может выступать
в качестве суда первой
2. Следующим звеном является
созданный в 1988 г. Трибунал первой
инстанции, переименованный Лиссабонским
договором в Трибунал; Рассматривает
в пределах своей юрисдикции
дела по первой инстанции. Либо
в кассационном порядке дела,
разрешенные
3. Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое представляет собой специализированные трибуналы, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Это звено, созданное в 2004 г., рассматривает дела в пределах своей юрисдикции в рамках первой инстанции.
Внутренняя организация Суда включает 3 основных элемента:
1. Председатель. Избирается самими
судьями тайным голосованием
на 3 года. Председатель осуществляет
руководство деятельностью
2. Выделяют 8 генеральных адвокатов
(5 из которых представляют
3. Пленум и палаты. В целях
увеличения оперативности в
Суд также имеет своего секретаря и аппарат.
В русскоязычной научной литературе Суд ЕС часто также называют Европейским судом справедливости, что является дословным переводом официального англоязычного наименования этого органа (англ. European Court of Justice). Свои заседания Суд проводит в Люксембурге.
Европейский парламент – законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.
Европейский парламент является одним из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.
Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.
В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия. Европейская Конституция и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.
Кроме системы взаимного законотворчества, существует также ещё две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.
Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющих Европейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета союза и его учреждений.
Штаб-квартира счетной палаты находится в Люксембурге.
Функции счётной палаты имеют следующие направления:
- проверка отчетов о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза;
- контроль качества управления финансами;
- составление доклада о своей
работе после завершения
- помощь Европарламенту в
В целях выполнения возложенных на Счетную палату функций, аудиторы осуществляют выездные инспекции в другие институты ЕС, государства ЕС или иные государства, получающие финансовую помощь от ЕС. Однако Счетная палата не имеет реальных полномочий. Если аудиторы обнаружат нарушения, они информируют о них Европейский антикоррупционный офис.
Европейский центральный банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро.
Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-н+а-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.
Главные функции банка:
- выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
- содержание официальных
- эмиссия банкнот евро;
- установление основных
- поддержание ценовой
Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.12
Европейский союз безусловно является уникальной организацией. ЕС – наиболее развитая организация региональной интеграции. ЕС – это организация, обеспечивающая согласование интересов 28 стран – в мире нет региональных интеграционных группировок с большим числом членов. В ЕС функционирует весьма специфическая институциональная структура, имеющая существенные признаки наднациональности. Однако уникальность Европейского союза не может предвосхитить вывода о невозможности использования опыта функционирования его институциональной структуры другими интеграционными группировками. Скорее наоборот, творческое использование существующих в ЕС образцов институционально устройства и взаимодействия, при условии их адаптации к особенностям иных региональных группировок, потенциально может принести большой эффект.13
Организационно-
1 Алисиевич Е. С., Бордунов В. Д., Долинская В. В. Право Европейского Союза Изд.: Юрайт-Издат, 2013 г.
2 Статья «Институты в системе органов Европейского Союза» Арабей Елизавета
3 Романовский Д. С. Значение экономических институтов в экономической теории // Молодой ученый. — 2011
4 Аузан А.А. Институциональная экономика: новая инстиуциональная экономическая теория. М.: Инфра-М, 2005.
5 www.wikipedia.ru
6 Статья «К вопросу об институциональной среде инновационного развития». Черковец В.Н., д.э.н., профессор МГУ
7 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз// Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
8 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз// Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
9 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012
10 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012
11 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012
12 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012
13 Статья «Основные характеристики институциональной структуры Европейского союза» Кавешников Н.Ю. к.п.н., с.н.с. Института Европы РАН
14 Капустин А.Я. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. Гриф МО, 2013