Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 16:19, реферат

Краткое описание

Эффективность экономики определяется институциональной средой ее развития. В связи с существующими на сегодняшний день тенденциями в развитии Европейского Союза (далее по тексту – Евросоюз, ЕС), большое внимание в работах многих ученых юристов-международников уделяется вопросам организационно-институциональной структуры Евросоюза. Если говорить о деятельности Евросоюза в целом, то его главным звеном является, непосредственно, наличие внутренней структуры, которая характеризуется формированием определенных органов, перед которыми ставятся цели и задачи, которые обладают полномочиями и несут ответственность за принятые решения и за осуществляемую деятельность.

Содержание

Введение 2
Институты и их функции в экономике 3
Понятие институциональной среды 6
Европейский Союз 7
Институциональная система Европейского Союза 8
Заключение 15
Список использованной литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат инст.экономика1.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее.

В соответствии со ст. 19 Договора о Европейском союзе термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает:

1. Первоначально единственное, а  ныне — высшее звено судебной  системы — Суд. Он может выступать  в качестве суда первой инстанции  или в кассационном порядке  разрешать дела, рассмотренные трибуналом. Он функционирует с 1952 г., когда  вступил в действие Договор  о ЕОУС.

2. Следующим звеном является  созданный в 1988 г. Трибунал первой  инстанции, переименованный Лиссабонским  договором в Трибунал; Рассматривает  в пределах своей юрисдикции  дела по первой инстанции. Либо  в кассационном порядке дела, разрешенные специализированным  трибуналом.

3. Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое представляет собой специализированные трибуналы, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Это звено, созданное в 2004 г., рассматривает дела в пределах своей юрисдикции в рамках первой инстанции.

Внутренняя организация Суда включает 3 основных элемента:

1. Председатель. Избирается самими  судьями тайным голосованием  на 3 года. Председатель осуществляет  руководство деятельностью Суда, в частности созывает пленарные  заседания; председательствует на  них, распределяет дела между  палатами Суда, может приостанавливать  производство по делу и др.

2. Выделяют 8 генеральных адвокатов (5 из которых представляют Великобританию, ФРГ, Испанию, Италию, Францию; остальные 3 - замещаются в порядке ротации). Первый генеральный адвокат. Срок  полномочий — 1 год. Основной задачей  этого должностного лица является  распределение поступающих дел  между отдельными членами.

3. Пленум и палаты. В целях  увеличения оперативности в разрешении  поступающих дел в рамках Суда создаются подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях.

Суд также имеет своего секретаря и аппарат.

В русскоязычной научной литературе Суд ЕС часто также называют Европейским судом справедливости, что является дословным переводом официального англоязычного наименования этого органа (англ. European Court of Justice). Свои заседания Суд проводит в Люксембурге.

Европейский парламент – законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.

Европейский парламент является одним из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.

В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия. Европейская Конституция и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.

Кроме системы взаимного законотворчества, существует также ещё две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.

Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющих Европейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета союза и его учреждений.

Штаб-квартира счетной палаты находится в Люксембурге.

Функции счётной палаты имеют следующие направления:

- проверка отчетов о доходах  и расходах Европейского союза  и всех его институтов и  органов, имеющих доступ к фондам  Европейского союза;

- контроль качества управления  финансами;

- составление доклада о своей  работе после завершения каждого  финансового года, а также представление  Европарламенту и Совету заключения  или замечания по отдельным  вопросам;

- помощь Европарламенту в контроле  исполнения бюджета Европейского  союза.

В целях выполнения возложенных на Счетную палату функций, аудиторы осуществляют выездные инспекции в другие институты ЕС, государства ЕС или иные государства, получающие финансовую помощь от ЕС. Однако Счетная палата не имеет реальных полномочий. Если аудиторы обнаружат нарушения, они информируют о них Европейский антикоррупционный офис.

Европейский центральный банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро.

Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-н+а-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

- выработка и осуществление  валютной политики зоны евро;

- содержание официальных обменных  резервов стран зоны евро и  управление ими;

- эмиссия банкнот евро;

- установление основных процентных  ставок.

- поддержание ценовой стабильности  в еврозоне, то есть обеспечение  уровня инфляции не выше 2 %.

Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Европейский союз безусловно является уникальной организацией. ЕС – наиболее развитая организация региональной интеграции. ЕС – это организация, обеспечивающая согласование интересов 28 стран – в мире нет региональных интеграционных группировок с большим числом членов. В ЕС функционирует весьма специфическая институциональная структура, имеющая существенные признаки наднациональности. Однако уникальность Европейского союза не может предвосхитить вывода о невозможности использования опыта функционирования его институциональной структуры другими интеграционными группировками. Скорее наоборот, творческое использование существующих в ЕС образцов институционально устройства и взаимодействия, при условии их адаптации к особенностям иных региональных группировок, потенциально может принести большой эффект.13

Организационно-институциональная структура Евросоюза является ключевым звеном в дальнейшем развитии ЕС; институты и органы выполняют главенствующую роль как в принятии, так и в реализации норм права ЕС; несмотря на значимость существующих институтов и органов ЕС, а также их некий консерватизм, они представляют собой довольно гибкий механизм в рамках ЕС.14

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

 

 

  1. Алисиевич Е. С., Бордунов В. Д., Долинская В. В. Право Европейского Союза Изд.: Юрайт-Издат, 2013 г.
  2. Аузан А.А. Институциональная экономика: новая инстиуциональная экономическая теория. М.: Инфра-М, 2005.
  3. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012
  4. Капустин А.Я. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. Гриф МО, 2013
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз// Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  6. Романовский Д. С. Значение экономических институтов в экономической теории // Молодой ученый. — 2011
  7. Статья «Институты в системе органов Европейского Союза» Арабей Елизавета
  8. Статья «К вопросу об институциональной среде инновационного развития». Черковец В.Н., д.э.н., профессор МГУ
  9. Статья «Основные характеристики институциональной структуры Европейского союза» Кавешников Н.Ю. к.п.н., с.н.с. Института Европы РАН
  10. www.wikipedia.ru

 

1 Алисиевич Е. С., Бордунов В. Д., Долинская В. В. Право Европейского Союза Изд.: Юрайт-Издат, 2013 г.

2 Статья «Институты в системе органов Европейского Союза» Арабей Елизавета

3 Романовский Д. С. Значение экономических институтов в экономической теории // Молодой ученый. — 2011

4 Аузан А.А. Институциональная экономика: новая инстиуциональная экономическая теория. М.: Инфра-М, 2005.

 

5 www.wikipedia.ru

6 Статья «К вопросу об институциональной среде инновационного развития». Черковец В.Н., д.э.н., профессор МГУ

7 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз// Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

8 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз// Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

9 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012

10 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012

11 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012

12 Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012

13 Статья «Основные характеристики институциональной структуры Европейского союза» Кавешников Н.Ю. к.п.н., с.н.с. Института Европы РАН

14 Капустин А.Я. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. Гриф МО, 2013


Информация о работе Институциональная экономика