Интеграционные группировки на Американском континенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 19:19, реферат

Краткое описание

Цель реферата – изучить процесс и интеграционные группировки, которые выступают как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая интеграция 5
§ 1.1. Признаки экономической интеграции 5
§ 1.2. Предпосылки международной интеграции.............................................7
§ 1.3. Виды международной экономической интеграции................................8
Глава 2. НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли 10
§ 3.1. Факторы создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе 10
§ 3.2. Экономические показатели североамериканской интеграционной группировки 11
§ 3.3. Дифференцированные условия либерализации торговли 13
Заключение 16
Список литературы................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.75 Кб (Скачать файл)

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего  многие аспекты экономических отношений  между соседними странами, являются:

•отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

•поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

•смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

•либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

•защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

•создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о  создании НАФТА предполагает, что  страны-участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, а во взаимной торговле после  переходного периода в 10 лет (в  некоторых случаях - 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное  обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются  как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение  торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и  осуществления государственных  закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма  урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА  устанавливает ограничительные  правила торговли рядом товаров  и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно "чувствительных" к иностранной конкуренции (это  относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной  промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных  экономических отношений.  Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных  товаров), сельскохозяйственные и текстильные  изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров  было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины  на остальные товары намечено отменить в течение 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено "чувствительностью" соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

§ 3.3. Дифференцированные условия либерализации торговли

  Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран - участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течение 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, "чувствительных" для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между  Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течение десяти лет.

Во взаимной торговле США  и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между  ними в 1989 году.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших  на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА  устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной  торговли или существенно преобразован в новый товар и, соответственно, попадать под другую тарифную позицию  Гармонизированной системы. Для  некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется, чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах - участницах соглашения.

Кроме того, в НАФТА устраняются  другие барьеры в торговле, такие  как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается  национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право  инвестировать в сферу услуг  и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность  банкам США и фирмам, действующим  на рынке ценных бумаг, учреждать  в Мексике впервые за последние  полвека представительства с  полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов  защиты иностранных инвесторов и  их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям  или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства  или одобренным им, в качестве условия  учреждения или функционирования иностранных  предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА  учреждаются самые высокие в  мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские  права, патенты и товарные знаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство", даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки. 

Понятие международной экономической  интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления  в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи  с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).

По своей сути интеграция в сфере международных экономических  отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического  процесса интернационализации хозяйственной  жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться  только в данном качестве (как это  и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).

Международная экономическая  интеграция по ее сущностным признакам  не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы  суверенных стран объединяются для  совместного решения отдельных  экономических, гуманитарных, оборонных  задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного  программирования; в-третьих, таким  объединением, в котором ряд функций  управления постепенно переходит к  общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Углубление международной  экономической интеграции (изменение  в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием  мирового хозяйства в ходе интернационализации  хозяйственной жизни.

В этой связи в экономической  науке необходимы четкие позиции  и при трактовке понятия "мировое  хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001

2. Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. – Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3

3. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997

4. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,1994

5. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001

6. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002

7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Интеграционные группировки на Американском континенте