Интеллектуальный капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие сегодня в экономике перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, его определяющих. Фундаментальным критерием экономического роста все более становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов и использование их на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Интеллектуальный капитал……………………………………...................4
1.1 Сущность интеллектуального капитала…………………………...…....4
1.2. Функции и особенности интеллектуального капитала………………..15
2. Измерения интеллектуального капитала………………………………...18
2.1 Методы измерения интеллектуального капитала………….....................18
2.2 Комплексная оценка интеллектуального капитала компании…………………………………………………………………........20
3. Инвестирование как повышение интеллектуального капитала организации……………………………………………………………….…..24
Заключение…………………………………………………..…………......…28
Список используемой литературы…………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

    В качестве примера оценки интеллектуального уровня рассмотрим компанию, деятельность которой характеризуется следующей системой показателей (таблица 1).

    Показатели k2, k3, k4 и k5 являются мерами человеческого капитала; показатели k6, k7 и k8 — мерами структурного капитала; показатели k9, k10 и k11 — мерами потребительского капитала.

    Для интегральной оценки интеллектуального капитала значения отдельных показателей пронормированы: значения показателей, соответствующие высокому уровню интеллектуальности компании приняты за единицу, средние же значения индикаторов интеллектуальности и значения показателей фактического состояния дел исчисляются долями относительно этой единицы.

Система показателей  для оценки интеллектуального капитала компании.

Таблица1.

    Тогда, например, норматив стабильности интеллектуальных кадров высокоэффективной компании (с учетом естественной миграции, убыли, личных обстоятельств и т.п.) равен, например, 94%, что соответствует высшей оценке интеллектуальности компании, то есть «1» по шкале от 0 до 1. Среднему уровню интеллектуального капитала компании соответствует значение стабильности кадров по этой шкале — 0,85 (стабильность кадров компании составляет 94% х 0,85 = 79,9%), ниже среднего — 0,7 (65,8%), а фактическая стабильность кадров соответствует значению по принятой шкале — 0,95 (89,3%).

    Каждая конкретная компания в силу специфики своей деятельности и индивидуальности организационного кадрового построения может самостоятельно определить свою систему показателей для расчета интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.

    В собственных интересах компании, в целях ее устойчивого развития, а иногда и в целях выживания необходимо уметь давать самооценку собственному потенциалу и, в первую очередь, интеллектуальному потенциалу, соизмерять его возможности с потребностями рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инвестирование  как повышение интеллектуального    капитала организации.

   Современная фирма - это производитель не столько товаров, сколько знаний. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом.

    Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала.

Рисунок 2. Структура интеллектуального капитала.

    Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.

    Инвестирование - это важная предпосылка производства интеллектуального продукта, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Для формирования и развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Содержание этого процесса - это не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, домохозяйства и всего общества. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя.

    По К. Макконнеллу и С. Брю: "Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем" [7, с. 171].

    Инвестиции в интеллектуальный капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:

1. Отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его носителя. Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Интеллектуальный капитал подвержен не только физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ интеллектуального капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизических функций, а во-вторых, степенью морального износа (устаревания) знаний. Накопление интеллектуального капитала осуществляется в процессе накопления работником производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуального капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается.

4. Не всякие  инвестиции в человека могут  быть признаны вложениями в  интеллектуальный капитал, а лишь  те, которые общественно целесообразны и экономически эффективны.

5. Характер и  виды вложений в человека обусловлены  историческими, национальными, культурными  особенностями и традициями.

6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения одного человека, так и точки фения всего общества.

    При этом, как всякая стоимость, основа стоимости интеллектуального капитала определяется необходимостью воспроизводства интеллектуальной собственности, с одной стороны, а с другой - необходимостью получить соответствующую отдачу от использования ее в воспроизводственном процессе.

    Здесь налицо совпадение интересов наемного работника и предпринимателя, ибо и тот, и другой заинтересованы в максимально выгодном использовании интеллектуального капитала: для одного это проявляется в виде дохода, а для другого - в виде прибыли.

    Но здесь же рождаются и противоречия, в основе которых распределение строго ограниченного дохода. Как, в какой доле? Это одно из серьезных противоречий современного НТП. Его успех во многом зависит от характера использования указанного противоречия, его эффективности. В России есть данный потенциал. Именно он, а не только невосполнимые природные ресурсы должны стать основой грядущих экономических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Подводя итоги по данной курсовой работе можно сказать, что в условии жесткой конкуренции организация должна иметь достойный интеллектуальный капитал.

    Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира. Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом, но в стране в целом величина интеллектуального капитала также существенно ниже той, которая могла бы быть в случае более успешного экономического развития.

 Главной целью управления интеллектуальным капиталом является обеспечение неразрывности кругооборота его превращений. Интеллектуальный капитал как объект управления должен рассматриваться в тесном функциональном взаимодействии с промышленным капиталом, так как в процессе превращений интеллектуальный капитал овеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход интеллектуальный капитал в денежную форму.

    Разработанная концептуальная модель интеллектуального капитала как объекта управления и как правило управления интеллектуальным капиталом позволяют решать практические задачи по обеспечению неразрывности кругооборота интеллектуального капитала организации, рост ее интеллектуального потенциала и конкурентоспособности. Человеческий капитал, задает темп и характер производства, становясь главным конкурентным преимуществом на рынке.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Иванюк И. А. «Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах». http://publish.cis2000.ru
  2. Статья Интеллектуальный капитал И.И.Просвирина, Журнал «Финансовый менеджмент», 2004, №4.
  3. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: Издательский центр "Акционер", 2002 - 200 с.
  4. Леонтьев Б.Б.  Цена интеллекта. – М.: Акционер, 2005
  5. Пуха Ю., Коляда С. Бизнес на коротком поводке. – http://www.ione.ru/
  6. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации. / Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. 2004. С. 49–58.
  7. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. – М.:      Экспертное бюро, 2006 г.
  8. Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления  знаниями. – М.: Добрая книга, 2005.
  9. Кочович Е   Оценка интеллектуальной собственности.  Москва «Финансы и статистика», 2002г.
  10. Эксперт. 2005, № 56. С. 88–89.
  11. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, 2005 г
  12. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации. / Под ред. А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой. 2004
  13. Черныш М. Россия держит марку // Сообщение. 2009, май. № 5.
  14. Сваровский Ф. Секретное оружие // Ведомости. 2005. 28 августа.
  15. Черняк В.З. Оценка интеллектуального капитала компании. – Москва «Финансы и статистика», 2010г.
  1.  «Бизнес-образование», №1 (18) • 2005 г.



Информация о работе Интеллектуальный капитал