Инфляционные процессы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований стала инфляция, которая и сегодня остается одной из самых актуальных в российской экономике. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Западные представления о причинах инфляции и способах ее преодоления не всегда адекватны применительно к российской действительности. Инфляция - одно из наиболее заметных в России и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений. В конце 20 века экономика нашей страны претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек и пришла в состояние значительного спада рыночных реформ. В нашей стране имела место директивно-плановая система хозяйствования с контролируемыми ценами, стабильной, хотя и низкой заработной платой, запретами на забастовку, избыточным спросом со стороны населения, что гарантировало полную занятость. Планово-централизованное хозяйствование с появлением товарно-денежных отношений подверглось разрушению, что привело к появлению негативных явлений, фатально связанных с инфляцией. Поэтому в последние годы проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигается правительством на первое место. И хотя определенные успехи в борьбе с ней очевидны, сама проблема еще не решена. Важность же ее настолько очевидна, что любой гражданин нашей страны, не обладая специальными экономическими знаниями, на обыденном уровне познания ощущает все те негативные последствия, которые влечет за собой инфляция.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности, определения, причин инфляции, инфляционных процессов и их особенностей в нашей стране, а также мер принимаемых для борьбы с инфляцией.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------4



Глава 1 ----------------------------------------------------------------------------------- 6

Понятие, виды, причины и последствия инфляционных процессов---------6



1.1 Определение инфляции----------------------------------------------------------- 6

1.2 Виды инфляции---------------------------------------------------------------------7

1.3 Причины и последствия инфляции--------------------------------------------11

1.4 Способы измерения инфляции-------------------------------------------------19



Глава 2----------------------------------------------------------------------------------- 22

Инфляция в Российской Федерации, особенности

инфляционного процесса в Российской Федерации--------------------------- 22



2.1 История инфляции в России----------------------------------------------------22

2.2 Особенности инфляции в Российской Федерации-------------------------26

2.3 Последствия инфляционных процессов в Российской Федерации---- 30



Глава 3-----------------------------------------------------------------------------------33

Борьба государства с инфляцией-------------------------------------------------- 33



2.1 Основные методы антиинфляционного регулирования экономики---33

2.2 Антиинфляционная политика в России--------------------------------------35



Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 40



Список литературы------------------------------------------------------------------- 42

Вложенные файлы: 1 файл

inflyaciya.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

- инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью;

- инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);

- инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс.

       

      2.3 Последствия инфляционных  процессов в Российской  Федерации

      Процессы  инфляции, охватывая непосредственно  сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.

      Инфляция  пост перестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.

      Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная  плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее.

      В России скорость обращения денег  достигла наибольшего значения в 1991 – 1993 годах, когда темпы роста оптовых цен составили по усреднённым данным 650% в год, а контроль за денежной массой был потерян. При этом скорость обращения денежной массы в период роста инфляции определялось наличием следующих факторов:

      - инфляции потребительского рубля, что обусловлено потерей государственного контроля над доходами и ценами, в результате чего возросли ресурсы потребительских денег, вклады сберегательных банках;

      - инфляции инвестиционного рубля, связанной с принятием народнохозяйственных программ, не гарантированных действительными инвестиционными ресурсами, дефицит которых сопровождался повышением цен.

      При такой инфляции возникает условный баланс убытков и выигрышей.

Возможные убытки: 1) работающие по найму, где зарплата оговорена на определённый срок; 2) кредиторы, предоставившие долго – и среднесрочные ссуды при фиксированном проценте; 3) получатели фиксированных платежей – аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом); 4) лица, хранящие наличные деньги в «кубышках».

Возможные выигрыши: 1) при возрастающей инфляции выгодно брать в долг; 2) вложение в недвижимость, картины и т.д.; 3) у государства могут возникнуть известные «выгоды», связанные с ростом налоговых поступлений от личных доходов; 4) выгодно конвертировать отечественную валюту в иностранную. Возникшие инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия.

      Прежде  всего, снижаются реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система образования  доходов более инерционна, чем  цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение.

      Второе  негативное последствие для населения  – обесценивание вкладов и  сбережений. Для того, чтобы огородить  вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и еще больше увеличт спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.

      И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов.  
 
 
 
 

      Борьба  государства с  инфляцией 

      Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.

      2.1 Основные методы  антиинфляционного  регулирования экономики

   Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.

   Дискуссионность вопросов, связанных с антиинфляционным регулированием экономики, обусловлена главным образом разногласиями во взглядах на причины, порождающие инфляцию. Попытки разрешения теоретических споров о природе инфляции с помощью анализа мировой практики не достигают успехов, так как инфляционный процесс в разных странах и в разные периоды времени имеет выраженную специфику. Это не позволяет механически использовать опыт одной страны для борьбы с инфляцией в другой стране, делать однозначные выводы о возможности и необходимости применения тех или иных методов антиинфляционного регулирования, а также их ожидаемой эффективности

   Основные  методы антиинфляционного регулирования  сформировались в развитых странах  к 60-м годам XX ст. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости, как уже отмечалось, от господствующих теоретических концепций, а также от характера и уровня инфляции, состояния экономики и т.д.

     Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

     Если  инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку  правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.

     Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.

     В осуществлении стабилизационных мер  наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

      Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство.

      2.2 Антиинфляционная политика в России

      Антиинфляционная политика государства представляет собой комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг. Современные экономисты выделяют несколько способов антиинфляционной политики, к которым относятся: «шоковая терапия», градуирование денежной массы, а также политика цен и доходов, проводимых государством.

     К 2004 г. в России наметилось значительное снижение темпов инфляции. Важная роль в этом процессе принадлежит кредитно-денежной политике Правительства РФ и Центрального банка РФ. Государственный бюджет в последние годы сводится с профицитом, преодолена кризисная ситуация со сбором налогов. Постепенно снимаются жесткие финансовые ограничения, насыщается деньгами хозяйственный оборот.

     На  развитие инфляционных процессов значительное воздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть  увеличил поступление иностранной  валюты в экономику страны. Когда  Банк России скупает иностранную  валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такая операция называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банки продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие денег из обращения. Чтобы ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг.

     Кредитно-денежная политика российского государства  в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой  подход автоматически ведет к  сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег — увеличение предложения денег на рынке обращения капитала — рост спроса на иностранную валюту — снижение обменного курса рубля — повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег — повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992—1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995—1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы — производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.

     После кризиса денежно-кредитная политика в России нацелена на создание благоприятных  условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных  решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов — базовых для устойчивого экономического роста.

     По  мере создания стабилизационного фонда  Банк России будет последовательно  сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

Информация о работе Инфляционные процессы в России