Инфляция: понятие и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить понятие инфляции, ее современное состояние и методы борьбы с инфляцией на примере России. В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Изучение теоретических подходов к определению инфляции.
• Изучение особенностей инфляционных процессов в России в настоящее время.
• Изучение антиинфляционной политики государства в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
Инфляция и её особенности:
1.1 Что такое инфляция?..................................................................5-6
1.2 Сущности, формы и виды инфляции…………………………7-8
1.3 Причины инфляции…………………………………………….9-11
1.4.Измерение инфляции…………………………………………..12-13
1.5 Основные виды инфляции……………………………………..14-18
1.6 Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования……………………………………………………………….19-22
2. Современное состояние инфляционных процессов в РФ.
2.1 Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе…………………………………………………………..23-26
2.2 Уровень инфляции на 2009г……………………………………...27-33
2.3 Антиинфляционные меры 2009г………………………………....34-38
Заключение…………………………………………………………………...39-40
Приложение………………………………………………………………......41-42
Список литературы…………………………………………………………..43.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по экон теор.1курс1.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

В самом общем смысле под ними понимается процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. Чаще всего в мировой практике применяются следующие из них: индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен.  
Индекс оптовых цен (индекс цен производителей) включает три группы товаров конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки. Он показывает измерение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции ферм.9 Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов ВНП, понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину.

Для количественной оценки масштабов экспорта и импорта инфляции на макроуровне обычно используется показатель условий торговли, представляющий собой отношение индекса средней стоимости единицы экспорта к индексу средней стоимости импорта (умноженное на 100%). Причем, если он больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше импортирует. Кроме вышеуказанных, в зарубежной практике используются также формулы Ласпейреса (1871) и Пааше (1874) (представлены в приложении 1). Однако следует учитывать, что любой из приведенных индексов не свободен от недостатков. Идеальных статистических индикаторов пока не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Основные виды инфляции.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т. е. количественно:

Ползучая (умеренная) инфляция

Для нее характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 – 3,5%.

Галопирующая инфляция (рост цен на 20 – 2000% в год)

Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз): (см.приложение 2)

 

Гиперинфляция

цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции — 2000%). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время. 10

Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигала 33000%.

Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях. 11

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия — соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

    • сбалансированная инфляция;
    • несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод "Русский дизель" (Санкт- Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.

Несбалансированность инфляции — большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах. 12

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен — даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой — особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана. 13

Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:

 

 

Ожидаемая

Неожидаемая

Сбалансированная

№ 1

№ 2

Несбалансированная

№ 3

№ 4


 

Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная).

Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) — наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.

Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо быстрее переходить к производственным вложениям.

Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. От инфляции могут выиграть люди,  взявшие  деньги  в  кредит,  если  неоговорено, что процент за кредит должен  учитывать  инфляционный  рост  цен.

Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

-Снижение  реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.

-Усиление  дифференциации населения по  уровню дохода.

-Ухудшение  условий жизни социальных групп  с твердыми доходами.

-Возникновение  опасности социальных потрясений.

-Ослабление  позиции власти, снижение доверия  населения правительственным программам.

-Возникновение  трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования. 15

 Методы борьбы с инфляцией.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

 Косвенные  методы.

1. Регулирование  общей массы денег через управление  ими центральным банком; 2. Регулирование  ссудного и учетного процесса  коммерческих банков через управление  ими центральным банком; 3. Обязательные  резервы коммерческих банков, операции  центрального банка на открытом  рынке ценных бумаг.

 Прямые  методы.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: 1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы; 2. Государственное регулирование цен; 3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; 4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 Первоочередные  антиинфляционные методы :

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие: 1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б)установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание  разрушенного инвестиционного поля  народного хозяйства, без чего  функционирование экономики становится  невозможным. В этих целях надо  прежде всего восстановить на  банковских счетах предприятий  путем индексирования утраченные  из-за резкого роста цен и  обесценивания рубля суммы амортизации  и собственных оборотных денежных  средств.

3. Налаживание  снабженческо-сбытовых связей между  предприятиями.

Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

Информация о работе Инфляция: понятие и методы регулирования