Инфляция: причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 06:00, реферат

Краткое описание

Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цель работы.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности инфляции и рассмотрение инфляционных процессов на примере двух государств России и Чили.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса
1.2. Виды инфляции
1.3. Социально - экономические последствия инфляции
Глава 2 Причины инфляции
2.1. Немонетарные концепции инфляции
2.2. Монетарные концепции инфляции
Глава 3 Инфляция в России и Чили
3.1. Особенности инфляции в России и в Чили
3.2. Антиинфляционная политика
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция реферат.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

В основе взгляда монетаристов против государственного вмешательства лежат весомые доводы:

-- государственное вмешательство  блокирует действие стихийных  регуляторов, стремящихся восстановить  равновесие;

-- оно ориентировано на  краткосрочную перспективу, является  как бы симптоматическим лечением, не ведущим к выздоровлению, между  тем как для преодоления недуга  нужен временной простор, долгосрочная  перспектива; непредсказуемые внешние  толчки и шоки может, в конечном  счете "переварить" лишь рыночный  механизм;

-- государство способно  создавать спрос (госзаказы, оборона  и прочие расходы), управлять совокупным  спросом, финансируя его за счет  налогов, займов, эмиссии, но государство  не может увеличить товарное  предложение; услуги государства -- действительно прямой вычет из  ВНП;

-- монетаристы выступают против протекционистских мер в области внешней торговли и валюты (пошлин, количественных ограничений импорта, девальваций, валютных интервенций), их взгляды вписываются в общую логику монетаризма, но весьма уязвимы с точки зрения все тех же энергичных политиков.

Третий постулат монетаризма состоит в переносе центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всем своем многообразии могут, по мнению М. Фридмана и его последователей, быть стихийным регулятором экономических процессов.

Внутренний пояс этого регулирования складывается вокруг денежной массы, ее размеров, темпов возрастания и составляющих величин. Особенно существенным оказывается соотношение денег в сфере обращения и денег в виде отложенного спроса -- срочных вкладов, являющихся источником кредитования и (потенциально) увеличения первой составляющей.

Таким образом, по мнению сторонников монетаризма, инфляция возникает вследствие денежных факторов. Однако они трактуют инфляцию в узком смысле, так как инфляция это более сложное социально-экономическое явление. Денежная сфера выполняет две функции. Во-первых, она ускоряет инфляционные процессы. Во-вторых, это зеркало, которое ценовой сигнал отражает неэффективность рынка и политических решений, выражающиеся в инфляции. Если на инфляцию влияют не денежные факторы, то она проявляется менее явно, а ценовой сигнал более точно и быстрее отражает нарушение пропорций дефицита.

Глава 3 Инфляция в России и в Чили

3.1. Причины инфляции в  России и в Чили

В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфля-ционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубив-шие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие ги-перинфляцию.

Во-первых, с конца 20-х годов в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных ры-ночных структур.

Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в быв-шем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспро-порциональность в экономике: с одной стороны, шел бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства произ-водства, а с другой -- наблюдался крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измо-танное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. «По данным статистики, доля отраслей группы А во всем промышленном производстве со-ставляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.»[7,с.74]

В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах -- 15--25%. «Если взять за основу ВВП, то минимум по-ловина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада -- максимум 25--30%).»[7,с.74]

«В-четвертых, доля фонда потребления ВВП бывшего СССР составляла не более 25--30% против 60--65% в развитых странах. Доля заработной платы

в СССР была также беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.»[7,с.74]

Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила подавленный характер.

И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары -- гиперинфляции. Правда, в стране проводит-ся индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплелась с инфляцией издержек, что носит опасный характер и угрожает тя-желыми социально-экономическими последствиями.

В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Причем факторы, формы и социально-экономические последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению антиинфляционных мер в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития. Поэтому в Чили, также как и в России, инфляция держится в «галопирующих пределах», среднегодовой прирост цен составляет 20-40%.

Среди факторов инфляции в Чили выдвигаются:

проблемы финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство факторов инфляции.

структурные факторы

диспропорциональность между ускоренным ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственные товары («ножницы цен»)

Структурные факторы инфляции не только обуславливают ускорение роста цен, то есть создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются устранить

путем дефицитного финансирования, то есть при помощи печатного станка, а с другой - привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате возникли огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции, как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением сильной валюты перед национальной валютой, а это не только не стимулирует приток иностранных инвестиций, но и наоборот, приводит к «бегству» капиталов из страны.

Высокий уровень инфляции и ее устойчивость существовал в Чили на протяжении долгого периода (1983-1989гг.). За это время команда правительственных экономистов демонтировала и децентрализовала чилийское государство. План включал в себя приватизацию благотворительных и социальных программ, дерегуляцию рынка, сворачивание профсоюзов, и полное переписывание законов и конституции. Все это происходило в отсутствии демократии.

В результате экономика Чили превратилась в самую нестабильную в Латинской Америке и по очереди испытывала глубокие падения и запредельные взлеты. Однако если взять среднее по всему этому хаотическому развитию, то темпы роста чилийской экономики за 16-летний период окажутся среди самых медленных в Латинской Америке. Также возникло огромное неравенство доходов. Большая часть работающих, после поправки на инфляцию, реально получала в 1989 году меньше, чем в 1973, в то время как доходы богатых были значительно высоки.

Таким образом, причины возникновения инфляции в России и в развивающихся странах, на примере Чили, имеют много общих оснований. Хотя протекание инфляционного процесса, в силу разного уровня экономического развития, национальных особенностей, происходит по-разному.

3.2. Антиинфляционная политика.

Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не ха-рактерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись эко-номические и политические факторы, денежные и воспроизводствен-ные.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным ре-альным условиям российской экономики. Антиинфляционная програм-ма должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возмож-ность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, что-бы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Поскольку рыночные отношения в России только формируются, то необходимо, преж-де всего, определиться с целями и границами реформ, проводимых в стра-не с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структур-ная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демо-нополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе ус-луг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляци-ей будет возможность восстановления государственных структур управ-ления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспреде-лением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются даль-нейшее развитие и государственное регулирование валютного и финан-сового рынков, а также совершенствование механизма формирования ва-лютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставать-ся развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе воз-вращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной по-литики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на сни-жение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улуч-шения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее лик-видных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инф-ляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Основными направлениями антиинфляционной политики Чили является дерегулирование товарных рынков, то есть создание благоприятных условий для функционирования свободного рынка в Чили, и рынков факторов производства, а также укрепление государственных финансов.

Главную роль в антиинфляционной политики Чили, также как и в России, занимает Центральный банк. Современная политика чилийского Центрального банка направлена на сдерживание инфляции и обеспечение плавающего валютного курса. Но перед правительством стоит дилемма: чему отдать предпочтение -- борьбе с инфляцией или реальному экономическому равновесию, а также корректировке реального обменного курса. При высоком уровне инфляции фиксированный валютный курс способствует непосредственной реальной ревальвации, если инфляция не снижается непосредственно благодаря влиянию базовой валюты. Но реальная ревальвация приводит к росту дефицита платежного баланса, который необходимо финансировать соответствующим притоком капитала. Показательно, что фиксирование валютного курса в рамках обширной программы реформирования, которая ставит целью укрепление государственных финансов, реально может привлечь иностранный капитал.

Большое значение в антиинфляционной политики имеет ослабление жесткой финансово-кредитной политики, направленной на сокращение разрыва между уровнем роста ВВП и внутреннего потребления.

Правительство Чили использовало и в дальнейшем применяет монетарные способы борьбы с инфляцией, которые оказывают благоприятное действие на развитие экономики. Так в 80-х годах чилийские экономисты внедрили свою программу для развития экономики страны. Большинство их предложений базировалось на теории сравнительных преимуществ. Важнейшей мерой реформы было снижение импортных пошлин, которые составляли 1000% к обычному уровню в 10%. Это подвигло Чили к тому, чтобы стать страной с рыночной экономикой, в которой производители должны участвовать в конкуренции и быть конкурентоспособными, чтобы оставаться в бизнесе. Более низкие пошлины на импорт товаров уменьшали стоимость импортируемого оборудования, что и поощряло инвестиции в экономику.

В настоящее время правительство страны также применяет монетарные методы. Больших успехов в этом добился Карлос Массад, глава Центрального банка в Чили. Он стал разработчиком одной из самых выдающихся реформаторских программ, его приверженность независимой монетарной политике и свободным рыночным отношениям позволила экономике в Чили стать одной из наиболее стабильных в регионе.

Однако в России наблюдается противоположная ситуация. Экономическая политика России, формируемая в период рос-та инфляции, показала, что слепое следование рекомендациям монетаристов («сдавливание» кредита и денежной массы) не всег-да дает необходимый эффект. Ошибка монетаристов заключается не в том, что они связывают инфляцию с денежной массой, а в том, что исходят от однофакторной модели инфляционного процесса. Они видят лишь одностороннюю причинно-следствен-ную связь денежной массы с инфляцией. В действительности же причинно-следственные связи между денежной массой и ростом цен меняются местами как во времени, так и в пространстве.

Информация о работе Инфляция: причины и социально-экономические последствия