Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить социально-экономические последствия инфляции и пути их преодоления на основе антиинфляционной политики государства. Задачи курсовой работы следующие:
1) ознакомиться с теоретическими аспектами понятия инфляции, ее причинами и видами;
2) изучить социальные и экономические последствия инфляции.
3) отметить особенности антиинфляционной политики, реализуемой в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Инфляция, ее причины и виды 6
1.1Понятие инфляции и причины ее возникновения 6
1.2 Виды инфляции 10
2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 3
2.1 Социальные и экономические последствия инфляции 3
2.2 Инфляция и безработица 18
2.3Антиинфляционная политика реализуемая в Республике Беларусь……………………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………….....….…3
СПИСОК использованной литературы……………………………. 3

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 111.93 Кб (Скачать файл)

Наиболее  адекватная стратегия действий НБ:

1. использование  обменного курса для борьбы  с инфляцией исключительно в  пределах, не противоречащих интересам  внешней торговли. В нашей стране  необходимо отказаться от чрезмерного  использования государственных  заимствований для покрытия бюджетного  дефицита, что становится инфляционным  фактором, когда нет реальных  источников их погашения (лимит  государственного долга).

2. формирование  денежного предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты, т.е. обеспечение профицита платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее 4-5% ВВП.

Также большую  роль в антиинфляционной политике нашей  страны играет расширение инвестиционного  процесса в стране, включая рост вложений частного сектора, малых предприятий. Привлечение же иностранного капитала в нашу страну остается проблемным, так как для этого нет нормальных условий. [10, с.328]. Антиинфляционная политика Республики Беларусь должна включать также мероприятия по обеспечению полноценной значимости отечественной валюты.

3. совершенствование  системы рефинансирования коммерческих  банков.

Дальнейшее  развитие ситуации с инфляцией видится  по одному из следующих направлений:

благоприятное - совершенствование общеэкономической  политики в направлении повышения  эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен;

нейтральное - сохранение в целом текущей экономической  политики с уменьшением негативного  эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем  в первом варианте, применения указанных  выше инструментов;

неблагоприятное - отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической  политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции, либо дальнейшее снижение объема прибыли  в экономике и обеспечение  снижения инфляции за счет уменьшении собственных воспроизводственных  возможностей реального сектора [2] .

В Республике Беларусь предпочтение будет отдаваться благоприятному направлению.

Минэкономики  РБ подготовило план антиинфляционных мер. В соответствии с документом, выход на прогнозный показатель инфляции в 2012 году предусматривается обеспечить путем реализации мер монетарной и ценовой политики, снижения издержек производства, увеличения объемов потребительских товаров и услуг и насыщения потребительского рынка.

Снизить темпы роста цен за счет использования  административного ресурса невозможно, следует действовать следующим образом:

1. Избавиться  от эмиссии. Нацбанк пытается сдерживать темпы инфляции. Он активно привлекает имеющиеся у банков излишки ликвидности, выпуская свои краткосрочные облигации под 45%. Такая мера способствует уменьшению объема денежной массы и позитивно отражается на ценовых процессах. Если Нацбанк действительно сумеет обойтись без эмиссии и сохранить денежную массу хотя бы в нынешнем объеме, а Минфин будет жестко исполнять профицитный бюджет, то ценовая ситуация стабилизируется. Если  Нацбанк начнет понемногу возвращать на свои счета те средства, что ранее выдал госбанкам под будущие проекты, тогда в Беларуси цены несколько снизятся.

2. Отказаться  от командной экономики. Все сейчас требуют денег от правительства. Прошлогодние инфляция и девальвация окончательно вымыли оборотные средства предприятий, из которых и так половина их не имела. Этим предприятиям остро требуются деньги, так как они существуют с большим трудом, вынуждены уменьшать зарплату работникам.

Если  для борьбы с инфляцией денежно-кредитную  политику будут и дальше ужесточать, ситуация на предприятиях еще ухудшится. Если напечатать и подбросить им денег, то ситуация улучшится, но через три-четыре месяца опять все вернется обратно. В конце концов, все упирается в низкую эффективность национальной экономики.

Это порождение именно командной экономики. На 2012 год в бюджете заложены огромные суммы на сельское хозяйство. В разы больше, чем на промышленность, транспорт или строительство. Но ведь у этой отрасли огромные долги, которые село непонятно когда отдаст. И даже экспорт сельхозпродукции не способен сделать наше сельское хозяйство более эффективным. В мире сейчас ничего нельзя продать по таким высоким ценам, чтобы покрыть убытки села. Парадокс – чем больше мы продадим за границу, тем больше убытки в Беларуси.

3. Развивать  малый и средний бизнес. Рост цен можно было бы сбить перепроизводством товаров. Однако в Беларуси ничего не делается для развития малого и среднего бизнеса, в направлении насыщения внутреннего рынка. Надо до минимума сокращать налоги, снижать административное давление в виде проверок.

  1. Усилить антимонопольную политику. Помимо взвешенной монетарной политики на первый план в борьбе с инфляцией должны выйти усиление антимонопольной политики и активизация структурных реформ с целью снижения роли государства в экономике и прихода иностранных инвесторов, в таком случае вырастут проблемы в реальном секторе, а некоторые предприятия полностью остановятся.
  2. Жестко экономить. Принятие такой программы было бы довольно сложным шагом для властей. Ведь основой любой такой программы должна стать жесткая экономия. Тем временем власти, наоборот, пытаются поднять денежное содержание некоторым общественным группам. По  прогнозам, жесткая денежно-кредитная политика в Беларуси продлится недолго.

На активное повышение доходов населения в стране просто нет средств, также как не заметно и необходимых ресурсов в перспективе. Для восстановления докризисного уровня доходов населения потребуется много времени, так как поспешное решение этой проблемы «выглядит нежелательным» и может угрожать установлению «финансово-экономической стабильности».

Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

1. Восстановить  доверие к национальной валюте, как в нутрии страны, так и  за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать  белорусский рубль посредством: полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг; снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка; проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодательно запретить использования кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить  политику "дорогих денег" путем  активизации рынка ценных бумаг,  включения купли-продажи земли  и осуществления других мер  в целях замедления скорости  обращения рубля;

5. Ограничить  бюджетный дефицит до 2% от ВВП  и осуществлять его покрытие  без увеличения денежной массы;  ограничить налоговые льготы  и дотации особенно для крупных  предприятий выпускающую устаревшую  продукцию;

6. Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

7. Ввести  валютный и внешнеторговый режим,  а также обеспечить беспрепятственную  конвертируемость национальной  валюты по единому обменному  курсу для текущих внешнеэкономических  операций всем субъектам хозяйствования;

8. Практически  применять процедуры санации  и банкротств предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

9. Разработать  систему мер гарантирующих внутренним  и внешним инвесторам сохранность  их вкладов и возможность беспрепятственного  получения и вывоза прибыли  из Белоруссии;

10. Провести  реструктуризацию задолженностей  предприятий государству и друг  другу, а также вытеснить систему  бартера из взаиморасчетов субъектов  хозяйствования.

Заключение

          Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Объем денежной массы, которая используется в стране, не может быть произвольным. Он зависит от количества продающихся товаров, их цен, а также скорости обращения денег. Избыточная масса денег, даже если это монеты, отчеканенные из золота, может привести к падению покупательной способности денег и дать толчок развитию инфляции.

Суть  инфляции состоит в росте цен, ведущему к обесценению денег.

Для измерения  инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен  во времени. Наиболее наглядными, из которых  являются индексы потребительских  цен, индексы розничных цен, индексы  цен ВВП, дефлятор ВВП.

В зависимости  от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают  умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен  по разным товарным группам можно  выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы  принимает неравновесие спроса и  предложения, различают открытый и  подавленный типы инфляции.

Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий  характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения  «импортируемой» инфляции с увеличением  открытости экономики, инфляция носит  самоподдерживающийся характер. Для  переходной экономики характерна гиперинфляция.

Инфляция  ведёт к перераспределению национального  дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняет долгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет на экономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения, сводит, на нет усилия по проведению структурных преобразований.

В Республике Беларусь, отсутствует четкая система  целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных  целевых ориентиров, операционных ориентиров. Необходимо более широко применять  методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования.

Наиболее  эффективной мерой по борьбе с  инфляцией считается инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Национального банка. Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующего законодательства.

Инфляция  представляет собой комплексную  проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ожесточаться, но без разного рода “шоковых потрясений”.

Каждая  экономика представляет собой в  той или иной степени специфическую  систему, и для понимания природы  инфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий  анализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики - также  явление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией  должны быть подобраны исходя из сегодняшней  белорусской реальности.

Антиинфляционная  стратегия в РБ должна включать следующие мероприятия: создание устойчивой конкурентной среды, создание института банкротств, проведение либеральной торговой политики, радикальную аграрную реформу, продолжение реформирования системы налогообложения, реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.

СПИСОК использованной литературы

  1. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / А. В. Бондарь [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  2. Бриштелев, А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь / А. Бриштелев// Банкаўскі веснік. 2009. – № 12.–С. 26-29
  3. Бункина, М.К.    Национальная экономика: учебн. для вузов / М.К. Бункина. – М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
  4. Гаврилов, В.   Факторы инфляции в Беларуси / В. Гаврилов// Банкаускi веснiк. –2007. – N 25. – С. 4-12.
  5. Зеленкевич, М.Л.   Особенности инфляции в переходной экономике/ М.Л. Зеленкевич // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – N34.–С.38-43.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. –543с.
  7. Лобан, И.И.   Статистическое изучение инфляции: лекция для студентов экономических спец. /И.И. Лобан. – Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003– 34 с.
  8. Макроэкономика: соц. ориентир. подход: учебн. пособие/  
    Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2007. – 320с.
  9. Макроэкономика: учебн. пособие/ М.И. Плотницкий [и др.]; под ред.М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2006. – 462с.
  10. Мищенко, В.В. Государственное регулирование экономики: учебн. Пособие / В.В. Мищенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480с.
  11. Монетарная политика  Республики Беларусь [электронный ресурс] /  официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. – Минск, 2012.    Режим доступа: http://nbrb.by/statistics/. – Дата доступа: 25.01. 2012.
  12. Основные направления денежно – кредитной политики  Республики Беларусь на 2012 год [электронный ресурс]  – Минск, 2012 - Режим доступа: http://www.nbrb.ru . - Дата доступа: 25.01.2012.
  13. Тихонов, А.   Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность/ А. Тихонов  // Банкаускi веснiк. – 2008. – N13.–С.2-5.
  14. Усоский, В.Н. Денежно-кредитная политика Беларуси: анализ, проблемы, пути их решения/  В.Н. Усоский // БЭЖ. 2006. - №4. - С. 55-61.
  15. Экономическая теория: пособие для преподават., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев [и др.], под ред. Н.И. Базылев, С.П.Гурко.- Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 728 с.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления