Инфляция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современного экономического кризиса, который охватил весь мир, повсюду ведутся разговоры о массовых проблемах экономики, но в нашей стране особенно популярен вопрос инфляции и ее последствий. Действительно, инфляция России в 90-х - 2000-х годах измерялась двузначной цифрой и пораждала много проблем для российской экономики. Инфляция для простых граждан, это как некая страшилка из детских сказок, что-то вроде «не ляжешь спать вовремя, придет злая инфляция и скушает весь золотовалютный запас страны».

Содержание

1. Введение.

2. Инфляция. Основные понятия.

1. Инфляция. Ее сущность.

2. Индекс цен.

3. Виды инфляции.

4. Причины возникновения инфляции.

5. Инфляция спроса.

6. Инфляция предложения.

3. Процессы инфляции в России.

1. Инфляция в 1992 –1993гг. и ее причины.

2. Последствия инфляции 1992 – 1993гг.

3. Анализ процессов инфляции в 1995-1997гг.

4. Методы борьбы с инфляцией.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция России.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Инфляция  России.

В условиях современного экономического кризиса, который охватил  весь мир, повсюду ведутся разговоры  о массовых проблемах экономики, но в нашей стране особенно популярен  вопрос инфляции и ее последствий. Действительно, инфляция России в 90-х - 2000-х годах измерялась двузначной цифрой и пораждала много проблем для российской экономики. Инфляция для простых граждан, это как некая страшилка из детских сказок, что-то вроде «не ляжешь спать вовремя, придет злая инфляция и скушает весь золотовалютный запас страны».

Но на самом деле бояться этого понятия не надо. Инфляция, это естественный обратный продукт рыночной экономики, она появилась в тот же самый момент, когда на этом свете придумали первую денежную единицу, теперь разъединить эти два понятие просто невозможно, так как они взаимозависимы. Но действительно сильная инфляция очень опасна, она может мгновенно подорвать всю экономическую деятельность государства, но ведь ее можно контролировать.

Странами всего  мира разрабатываются планы снижения процента инфляции, они успешно применяются  и позволяют контролировать этот процесс, но лишь в малой степени, так как понятие инфляция зависит  от множества факторов. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

Наше правительство  всегда предполагает, какой будет процент инфляции в России на ближайший год или какой-нибудь другой период, но, как правило, эти цифры оказываются на порядок ниже, чем реальные факты. Так к концу 2008 года инфляция в России составила около тринадцати процентов. Многие боялись, что в период начала экономического кризиса цифра на порядок увеличиться, но правительство поддерживает экономику, создавая ряд антикризисных мер, и, в общем, инфляция в этом году не так уж и высока, хотя в начале 2008 предполагалась значительно меньшее число. Для сравнения инфляция в России на 2007 одиннадцать процентов, на 2005 десять процентов, а на 2001 вообще пятнадцать процентов. Конечно, мы не можем говорить, что современная ситуация развивается хорошо, и что нам не стоит ожидать роста инфляции в 2009, наоборот, по всей вероятности инфляция России 2009 будет существенно выше прошлых лет во многом благодаря и девальвации рубля. Однако девальвируя рубль, инфляция может сделать конкурентноспособными российские товары, но вот к росту цен всем нам не помешало бы подготовиться. 

Инфляция  и ее проявления в  России
" width="106" height="20" border="0">

                                    ПЛАН: 

   1. Введение. 

   2. Инфляция. Основные понятия. 

   1. Инфляция. Ее сущность.

   2. Индекс  цен.

   3. Виды  инфляции.

   4. Причины  возникновения инфляции.

   5. Инфляция  спроса.

   6. Инфляция  предложения. 

   3. Процессы  инфляции в России. 

   1. Инфляция  в 1992 –1993гг. и ее причины.

   2. Последствия  инфляции 1992 – 1993гг.

   3. Анализ  процессов инфляции в 1995-1997гг. 

   4. Методы  борьбы с инфляцией. 

   5. Заключение. 

   6. Список  использованной литературы. 
 
 

                                1. Введение. 

   Данный  реферат представляет  собой   общий  анализ  процессов   инфляции  в

России в  настоящее десятилетие.  Особое  внимание  уделяется  экономическому

кризису и  гиперинфляции 1992-1993гг., а также  дается  общая  характеристика

состояния экономики и инфляционных  ожиданий  в  1995-1997гг.  В  работе  не

приведен  анализ инфляционных процессов в  РФ  после  17  августа  1998г.,т.к.

точные причины и последствия  данного  экономического  кризиса  не  получили

единогласную  оценку специалистов.

   Реферат  состоит и нескольких частей,  введения  и  заключения.  В   первой

части приводится  необходимый  теоретический  материал,  включающий  в  себя

общую оценку и описание  основных  характеристик  инфляционных  процессов  в

макроэкономике.  Также  в  работе  дается  перечень  антиинфляционных   мер,

имеющих место  в мировой экономике.

   Целью  написания  данной  работы  являлся  подробный  анализ  инфляционных

процессов в России, а также оценка антиинфляционной политики государства. 

                       2. Инфляция. Основные понятия.

                        2.1. Инфляция и ее сущность. 

      Изучая экономику, нельзя не  затронуть  тему  инфляции,  поскольку  это

явление чрезвычайно  тесно вплетено  в  политическую  и  экономическую  жизнь

современного  общества и впрямую связано с  его денежными механизмами.

      Вообще, инфляция – это постоянный  рост общего уровня цен на  товары  и

услуги, при  котором падает покупательная ценность денежной единицы. (1,130)

      Под  инфляцией  понимается  дисбаланс  спроса  и  предложения,  других

пропорций национального хозяйства, проявляющийся  в  росте  цен.  Но  это  не

означает, что  в период инфляции растут все цены. Цены на одни  товары  могут

расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги  могут

расти быстрее, чем на остальные. Например, в  отраслях  высокой  технологии,

где происходит наиболее быстрое  внедрение  достижений  науки,  производство

новой потребительской  продукции довольно часто сопровождается снижением  цен

при одновременном  быстром росте величины спроса. В  основах  этих  пропорций

лежит  разное  соотношение  между  спросом  и   предложением   и   различная

эластичность.

      В США, например, период 1967 – 1982 называют  Великой инфляцией.  Все

эти годы общий  уровень  цен  повышался  в  среднем  на  10%,  что  создавало

серьезные трудности для  принятия   экономических  решений  на  долгосрочный

период и  серьезно мешало экономическому развитию страны.

                              2.2. Индекс цен. 

      Инфляция может  быть  измерена  с  помощью  специальных   относительных

показателей роста цен, так называемых индексов цен. Для  вычисления  индекса

цен берут  соотношения между совокупной ценой товаров и  услуг  определенного

набора («рыночной  корзины»)  для  временного  периода  и  совокупной  ценой

идентичной  или сходной группы товаров и  услуг в базовом периоде.  Выражается

индекс цен  обычно в процентах: 

Индекс цен       Цена «рыночной корзины» в данном периоде

в данном    =    Цена аналогичной рыночной корзины       х 100.    (2, 282)

периоде, %                       в базовом периоде 

      На  практике  чаще  всего   используют  индекс  валового  национального

продукта, индекс  потребительских  цен  и  индекс  оптовых  цен.  С  помощью

индекса  потребительских  цен  измеряются   цены   фиксированной   «рыночной

корзины»  потребительских товаров. Для  измерения  общего  уровня  цен  более

приспособлен  индекс валового  национального  продукта  (его  также  называют

дефлятором  валового национального продукта). 

                             2.3. Виды инфляции. 

      Темп роста цен (индекса цен)  является первым  из  трех  критериев   при

определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен

по  различным  группам  (т.е.  соотносительность  роста  цен  по   различным

товарным  группам).  Третий  критерий  –   ожидаемость   и   предсказуемость

инфляции.

       Рассмотрим  виды  инфляции  с   позиции  темпа  роста  цен.  (  первый

критерий), т.е. преимущественно количественно. В  этом  плане  выделяют  три

вида инфляции: умеренная (цены растут  менее  10%  в  год,  стоимость  денег

сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов  в  номинальных  ценах);

галопирующая инфляция  (  рост  цен  измеряется  сотнями  процентов  в  год,

контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются )  и

гиперинфляция (цены  растут  астрономическими  темпами,  расхождение  цен  и

заработной  платы становится катастрофическим).

      По степени сбалансированности  роста цен выделяются два вида  инфляции:

сбалансированная  инфляция и несбалансированная инфляция.

      При сбалансированной  инфляции  цены  различных  товаров   относительно

друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной -  цены  различных

товаров постоянно  изменяются по отношении друг к другу, причем  в  различных

пропорциях.

      С точки зрения третьего  критерия  (ожидаемость  или  предсказуемость)

выделяют:  ожидаемую  инфляцию  и  неожидаемую   инфляцию.   Под   ожидаемой

понимается  инфляция, которая предсказывается  или прогнозируется заранее. 

                    2.4. Причины возникновения инфляции. 

       Основные  причины  постоянного   роста  цен  –  нарушение   нормального

соотношения между количеством денег, которое в данный  момент  обращается  в

экономике и массой товаров, имеющиеся на  рынке.  Это  соотношение  задается

так  называемым  уравнением  обмена,  выведенным  ученым  –  экономистом  И.

Фишером:

М * V = P * Q ,

Где М (mass) – масса денег, V (velocity) – скорость  обращения денег (т.е.

число,  показывающее,  сколько  раз  в  среднем  за  год  денежная   единица

расходовалась на покупку товаров); Р  (price)  –  цены  всех  продаваемых  в

стране  товаров  (уровень  цен  или  совокупная  цена);  Q  (quantity)     -

количество  товаров, продаваемых в стране. Можно  записать эту формулу иначе:

       MV

P =   Q   .

      Это  показывает,  что  уровень   цен  (Р)  прямо  зависит   от  величины

денежной  массы (М) и скорости обращения денег (V). Скажем,  к  августу  1993

года скорость обращения денег в России возросла до 0,17 против 0,13, т.е.  в

1,3 раза. Нетрудно  понять, что это  и  стало   одним  из  факторов  повышения

темпов инфляции в мае – августе того же года в 1,53 раза (  с  19  до  29%).

Информация о работе Инфляция в России