Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:02, дипломная работа
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДИКА ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ
3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Наиболее же широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции. Кроме того, ИПЦ и его элементы используются экономистами как дефляторы при составлении национальных счетов в постоянных ценах.
Существуют две хорошо известные проблемы, связанные с определением ИПЦ, которые подводят критиков этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.
Во-первых, в реальной жизни потребители меняют стиль своего поведения (а, следовательно, состав рыночной корзины тоже меняется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.
Во-вторых, ИПЦ не принимает во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества товара и услуг). В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции – и, вероятно, весьма существенно. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции, но, вероятно, и часть самой проблемы. Необходимо отметить также, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между ростом товарной и денежной массы, которая, как было указано ранее, является одной из причин инфляции.
При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.
Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1,) и базового (р0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.
(1)
Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
(2)
Индекс Пааше
не свободен от недостатков. Он отличается
высоким уровнем агрегирования,
но потребительские корзины
Он совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества продукции, т.к. в соответствии с этим индексом сравниваются цены только тех товаров, которые продавались в году t и в году t+1. Поэтому появление в последнем году «нового» и более дорогого изделия учтено не будет. Индекс Пааше не дает четкого представления о течении открытой инфляции еще и потому, что впитывает в себя многочисленные эффекты, связанные с перекрестной эластичностью спроса по цене.
Оба рассмотренных
индекса имеют недостаток: в них
не учитываются изменения
If =√ Il х Iр (3)
Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
На основе формулы Ласпейреса во многих странах рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и по стране в целом за неделю, месяц, квартал и год.
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.
Таким образом, система показателей для измерения инфляции включает: индексы цен (индекс потребительских цен, индекс розничных цен набора продуктов питания, индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение, индекс стоимости жизни, индекс оптовых цен производителя, дефлятор валового внутреннего продукта); при подсчете ценовых сдвигов обычно используют индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера; для оценки и измерения инфляционных процессов также интерес представляет показатель темпа инфляции и сопоставления возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной валюте другой страны, «правило величины 70» и др.
С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы (см. табл. 1) [3, c. 224].
Таблица 1 – Основные макроэкономические показатели белорусской экономики в 1992-2003 гг
Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция, исчисляемая ежегодно тысячами процентов, при этом реальный объем производства ежегодно снижался примерно на 10 % . Лишь в 1995—1996 гг. эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996—2000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %, за 2001—2003 гг. — 5,5 %.
Высокие темпы инфляции стимулировала ситуация с безработицей в стране, которая в рассматриваемые годы была неоднозначной. Количество официально зарегистрированных безработных не превышало 4 % общей численности безработных и занятых, т.е. экономически активного населения. В середине 1990-х гг. рост безработицы прекратился, однако в течение всего периода в большом объеме существовала скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость работников (в среднем за год рабочая неделя была меньше 40 часов). Вместе с тем, необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей — лучшие, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен.
Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. (Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.) Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.
В конце 1990-начале 2000-х гг. денежно-кредитная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.
В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.
Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.
Важнейшей особенностью государственной политики занятости и антиинфляционной политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.
На современном этапе в антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране. Показатели инфляции отражают успехи денежно-кредитной политики белорусского Правительства (14% - в 2004, 8%, 6%, 12% и 13,3% в последующие года) (см. табл. 2). Однако финансово-экономический кризис отразился и на показателе инфляции в 2009 г. – 15,1%.
Таблица 2 – Индексы цен по отдельным секторам экономики
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».
На государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
В настоящее время Министерство экономики устанавливает фиксированные цены на нефть и продукты из белорусской нефти, водку белую и спирт, другую алкогольную продукцию (минимальные предельные цены), отдельные виды экспортной продукции (минимальные цены), тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом в местном сообщении.
Регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги осуществляется в следующем порядке.
В настоящее время в перечень социально значимых продовольственных товаров включены семь групп продуктов питания:
- мука (для хлебопечения);
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- молоко, кефир, сметана и творог;
- мясо (говядина, свинина);
- молочные смеси, мясные консервы для детского питания;
- сахар, заменители сахара для больных сахарным диабетом;
- картофель и плодоовощная продукция.
С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.
Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации приоритетов государственной экономической политики и стабильного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
- задействование возможных системных подходов, заключающихся в постепенном (по мере создания соответствующих условий) снижении уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2006 — 2010 гг.;