Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке,
поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют
серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного
хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:

1) наиболее  заметной чертой экономического  кризиса является длительный обвальный спад, последствия которого сохраняются до настоящего времени. Он особенно ощутим в таких областях, как реальное потребление населения, инвестиции и т.д.;

2) углубляющаяся  структурная диспропорциональность;

3) сохраняются высокие  темпы инфляции;

4) значительный  дефицит государственного бюджета;

5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;

6) продолжается падение курса белорусского рубля;

7) остается  относительно низким жизненный  уровень населения при усиливающейся дифференциации его по уровню доходов;

8) значительных  масштабов достигла скрытая безработица.

Для перехода к рыночному  механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовалось реформировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфики  российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в  России. Реформа цен являлась одной  из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.  Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (табл.1).

Таблица 1.2

Страна, год

Рост цен, %

Россия(1992)

2501

Болгария(1991)

457

Чехословакия(1991)

54

Венгрия(1991)

33

Польша(1990)

249

Румыния(1991)

252


Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В  оборонной промышленности  либерализация  цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам. 

В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы  у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

Однако на пути успешного  проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов  в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации  цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Инфляция как таковая - это безусловно денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всего в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившие название «инфляцией спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы( повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

Проанализируем  как изменялась инфляция в России  в период с 2000-2007 гг.

Таблица 23.

Года

Уровень инфляции, %

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12

2004

11,7

2005

10,9

2006

9

2007

11,9


 

Как видно  из приведённой таблицы самый  высокий уровень инфляции был  в 2000 году, а 2007 уровень снизился на  8,3 %.

 

    1. Механизм запуска инфляции издержек в переходной экономики России

 

Инфляция может также  возникнуть в результате изменения  величины издержек и рыночного предложения. На протяжении нескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то что совокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объем производства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточности совокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.

Теория инфляции издержек объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению производственных издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие средние издержки можно вычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, на объем произведенной продукции, то есть:

Рост издержек на единицу  продукции сокращает прибыли  и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приводит к росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают цены вверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.

Два основных источника  инфляции издержек - это увеличение номинальной зарплаты и рост цен на нетрудовые ресурсы, такие, как сырье и энергия.

Согласно одному из вариантов  теории инфляции издержек, при определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным договорам они имеют некоторую возможность контролировать и регулировать ставки номинальной зарплаты. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительного повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый уровень зарплаты для рабочих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, например увеличением почасовой выработки, то издержки на единицу продукции возрастут. Фирмы ответят на это сокращением производства и предложения товаров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет к росту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерное повышение номинальной заработной платы, такой тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции издержек.

Теория, объясняющая инфляцию издержек нарушением механизма предложения, усматривает причину роста издержек производства, а следовательно, и цен на продукцию во внезапном, непредвиденном увеличении затрат на сырье или энергию. В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:

  1. Нормальная инфляция (рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительное ежегодное повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает беспокойства).
  2. Ползучая инфляция (когда средний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже вызывает серьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах людей и совокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас, по более низким ценам).
  3. Галопирующая инфляция – это опасная инфляция, разрушающая экономику (когда средний темп прироста цен составляет – 20-200%). Доходы людей быстро обесцениваются и они стремятся покупать больше товаров впрок – это подстегивает инфляцию (инфляция кормит сама себя). Рост цен на ресурсы вызывает уменьшение производства, увеличение рабочих. Фирмы, чтобы компенсировать образующиеся потери, повышают цену товара. Профсоюзы требуют существенного увеличения зарплаты, но это вызывает рост издержек. Фирмы для предотвращения потерь от последующих увеличений цен на ресурсы и зарплаты повышают цены на товары, не на один, а на два, три шага вперед.
  4. Гиперинфляция (когда средний темп прироста цен составляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию принимает - 50%, рост цен в месяц). Цены, при этом виде инфляции, могут расти за час или за несколько часов, то есть в течение дня меняться 2, 3 раза. Производство останавливается, безработица становится массовой и создаются условия для революционных переворотов.

Такая катастрофическая гиперинфляция почти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. Кроме того, является результатом чрезмерных расходов и инфляции спроса.

 

2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РБ

 

2.1 Методы подхода  к анализу и прогнозированию инфляции в РБ

 

Инфляция - одна из ключевых экономических проблем в странах  с переходной экономикой. Не исключением в этом отношении является и Беларусь, где в последние годы одновременно с экономическим ростом произошло оживление инфляционных процессов. В этих условиях важнейшее значение имеет разработка и апробация адекватных подходов и методов анализа и прогнозирования инфляции.

Анализ и прогнозирование  инфляции необходимо осуществлять как  для количественной оценки важнейших  стоимостных макроэкономических параметров, так и для выработки адекватного механизма воздействия на инфляционные процессы. Большое значение имеет прогнозирование инфляции для правильной оценки доходной и расходной частей бюджета, других финансовых показателей, определения валютной политики, формирования политики социальной защиты и решения других проблем. 
       Неразработанность и несовершенство методов прогнозирования инфляции приводит к существенным отклонениям и ошибкам при формировании бюджета, определении обменных курсов, расчетах других стоимостных показателей на перспективу.

Особенно важно правильно определить уровень инфляции при годовом прогнозировании социально-экономического развития. Это связано с тем, что на основе важнейших прогнозных параметров формируется собственно прогноз социально-экономического развития, а также проекты государственного бюджета, основных направлений денежно-кредитной политики, сводных мероприятий по достижению параметров прогнозных и других документов, определяющих экономическую политику на предстоящий год.

Для принятия обоснованных решений в области макроэкономической и антиинфляционной политики государственные органы управления должны обладать соответствующей достоверной прогнозной информацией в части ожидаемого развития инфляционных процессов в стране. Решение данной задачи облегчает использование современных инструментов (моделей и методов) прогнозирования инфляции, предоставляющих возможность проведения имитационных расчетов. Многовариантные расчеты в итерационном режиме способствуют более адекватному выявлению и количественной оценке влияния на инфляцию важнейших инфлятогенных факторов, повысят обоснованность управляющих воздействий в области ценового регулирования. 
       Как показало проведенное в научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) исследование, для анализа и прогнозирования такого сложного макроэкономического параметра, как инфляция, не существует специального универсального инструмента, необходимо использовать определенный набор подходов и методов.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика