Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:45, реферат

Краткое описание

В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Что же такое инфляция?
Именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни, я остановился на ней как на предмете своего скромного исследования. Я хотел бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство. Я хотел бы отметить, что мои стремления были направлены на то, чтобы установить, как все это бывает обычно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Что такое инфляция?..............................................................................................................4
2. Причины инфляции………………………………………………………………………...5
3. Антиинфляционная политика……………………………………………………………..5
4. "Антиинфляция" по-российски............................................................................................6
5. Центральный банк………………………………………………………………………….7
6. Как спасти отечество?...........................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………………………...11
Замечания и список используемой литературы……………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

В условиях системы металлического обращения происходило стихийно-рыночное саморегулирования количества денег в обращении. Сама природа металлических денег (золотых и серебряных - попытки увеличить эмиссию чеканкой медных денег по цене серебряных, конечно, предпринимались) исключает возможность увеличения денежной массы для покрытия государственных расходов за счет бюджетного дефицита. Ликвидация свободного размена банкнот на золото по номиналу в условиях резкого развития банковско-кредитной системы привели к тому, что чисто рыночный механизм перестает регулировать объем денежной массы. Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.

Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит центральному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на рзервных счетах коммерческих банков в центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах.

Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. –от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку–норму минимальных обязательных резервов на счетах в центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом центральный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов - путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, конъюктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане. В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает. В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка - важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться подробнее.

 

 

  1. Как спасти отечество?

Принципиально различаются два подхода к способам преодоления кризиса: рыночный и коммунистический. Я убежден в том, что спад для экономики периода реформ дело абсолютно нормальное, на это указывает и весь мировой опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно для меня, что эти реформы были необходимы. Возвращение к командно-административной системе (либо к политике доминирования административных методов ведения хозяйства) просто невозможно. Поэтому преодоление спада не может рассматриваться как вещь сама по себе. Важно - к чему мы придем, что будет после. Для меня "построение" рыночного, нормального, свободного государства–главная цель, и по отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.

Для достижения этой цели безусловный приоретет имеет, конечно, финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов, умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается "воздушных" централизованных капиталовложений, то есть государственных инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь усугубит проблемы: жить надо по средствам.

В оценке современного состояния нашей экономики существуют два различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже тотальный характер. Никто не спорит с тем обстоятельством, что в предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то есть производилась зря. Однако, если обратиться к опыту западных стран, то можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы прежде всего на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием ряда "иррациональных" отраслей (больше всего, конечно, военное производство) не наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления основного капитила промышенности.

Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для этого нет средств, а частные и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью инвестиций и инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной истории времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.

Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление индустрии от Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила индустриализацию на деньги, вырученные от разработки месторождений техасской нефти и клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной грузом требующих модернизации производств, как современная Россия).

Нэповский нарком Григорий Сокольников предельно четко видел источник финансирования социалистической индустриализации: он, совершенно не стесняясь, использовал ножницы цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции и этим оригинальным способом откачивал средства из села. Кроме того, Сокольников весьма избирательно подходил к своей собственной финансовой стабилизации: твердым червонцнем тогда расплачивались отнюдь не со всеми, ведь параллельно с червонцем какое-то время широко эмитировали и старые дензнаки. Это значит, что и бюджетный дефицит эксплуатировался без излишней деликатности. Вторая причина - даже если правительству удастся добиться финансовой стабилизации, не обязательно это приведет к модернизации промышленности, так как при нынешнем уровне спада в машиностроении, которое и является ее источником, мы можем в недалеком будущем оказаться со стабильными финансами, но без машин. И в то же время при нынешнем состоянии экономики протекционизм применительно к внутренним товаропроизводителям абсолютно бесполезен - а по отношению к потребителю просто опасен. Защита внутреннего рынка хороша тогда, когда в народном хозяйстве страны развертываются какие-то инвестиционные проекты, намечается рост производства. Этого ничего не наблюдается, и при настоящем спаде увеличение импортных тарифов приведет лишь к оскуднению и без того небогатого рынка и укрепит монополию многих отечественных неконкурентноспособных, а подчас и просто нерентабельных (обанкротившихся) предприятий.

Текущие данные

Уровень инфляции в Октябре 2013 : 

0,57%

Уровень инфляции с начала 2013 года : 

5,32%

Уровень инфляции в Октябре 2012 : 

0,46%

Уровень инфляции в Октябре 2012 с начала года : 

5,64%

Уровень инфляции в 2012 : 

6,58%

Уровень инфляции за последние 12 месяцев : 

6,25%

Уровень инфляции за 60 месяцев (5 лет) : 

43,09%


 

 

Итак, не все так чудесно. Я остановлюсь на критике, так как сам не могу предложить достойного решения проблемы. Остается надеяться, что выход будет найден и что новое поколение политиков будет действительно новым по отношению к этим проблемам.

 

Заключение

Инфляция используется государством для покрытия непроизводительных государственных расходов и финансирования затрат предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет социально-классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс капитилистического производства, в результате чего становится необходимым проведение денежной реформы и стабилизация валюты. В России уже создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, а есть основания предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо. 
 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 
    1) Большая советская энциклопедия 
    2) Язык рынка - словарь. М. :Росс, 1992 
    3) Словарь банковско-биржевой лексики. М. :МаксОР, 1992

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Деньги и  кредит" №5/1993г. Кучукова Н. С. "Поиск стратегии обеспечения финансовой "стабильности"

2. "Вопросы экономики" 12/1991г. "Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике" 
 
3. "Курс экономической теории" Санкт-Петербург - 1993г.

 

 

 


Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика