Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией во всех формах и видах. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)
  1. Прямые методы:
  • прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массы;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
  1. Косвенные методы:
  • регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Сбивать темпы инфляции – значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

  • обеспечение страны в достатке продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов:
  1. установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
  1. установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
  • воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным;
  • налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов;
  • взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли;
  • на время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота;
  • для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
  1. создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг;
  1. создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.
  • в течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

 

3.1. Проблемы снижения  темпа инфляции в России

 

Проблема снижения темпа инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается.

Многие специалисты, ученые и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из главных  проблем снижения темпа инфляции  в российской экономике является  зависимость внутренних цен на  энергоносители от мировых цен  на нефть. В России формирование  стабилизационного фонда создало  мотивацию поощрения экспорта  вместо заботы о внутренних  ценах на энергоносители и  о потребителях, поэтому можно  сказать, что само российское  законодательство способствует  связи роста внутренних цен  с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен на сырье и энергоносители вслед за мировыми ценами путем использования экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен фактор  формирования инфляции издержек  – рост цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ. Так в 2005 году  при росте потребительских цен  на 10,9% цены на платные услуги  населению, где значительную роль  играют тарифы естественных монополий  и услуги ЖКХ, выросли в среднем  на 35%. Такая ситуация вызывает, как  следствие, инфляцию издержек и  блокирует развитие отраслей, не  связанных с топливно – энергетическим комплексом.

Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер борьбы с инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер против естественных монополий и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества  эмиссии денег в связи с  преобладанием валютного и снижением  кредитного компонента. В настоящее  время активно используется валютный  канал денежной эмиссии, в то  время как кредит расценивается  как инфляционный фактор. Но, хотя  отмечается возможность инфляционного  воздействия кредита при его  неумелом использовании, многими  специалистами выдвигается положение  о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную  массу лишь в пределах уже  эмитированных денег. При краткосрочном  кредитовании деньги следуют  за движением товара, не создавая  инфляционного избытка денежной  массы, а производство новых товаров  нейтрализует отрицательный эффект  как активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны предложения для решения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единого монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее  важной проблемой, влияющей на  инфляцию, является изъятие средств  в стабилизационный фонд, что  в свою очередь снижает рост  ВВП и тем самым подхлестывает  инфляцию. Стабилизационный фонд  превращается в тормоз экономического  роста, в качестве аргумента можно  привести следующие расчеты: использование  суммы пополнения стабилизационного  фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы  дополнительный рост ВВП на 1,6% при средней эффективности использования  бюджетных средств. При этом Правительство  устойчиво планирует профицит  бюджета, деньги объявляются лишними  и размещаются в Стабилизационном  фонде, а актуальность проблемы  модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику .

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается:

  • активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки;
  • необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения.

Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем:

  • укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка;
  • предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

 

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список. При подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики.

 

 

3.2. Антиинфляционные меры по снижению темпов инфляции

 

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.

В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.

 

Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.

Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции .

Перечисленные меры воздействия на ценообразование – самое трудное направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении.

При вступлении России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

  • проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления во внешне торговые отношения;
  • снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;
  • активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20%;
  • сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
  • дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
  • повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%;
  • восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика