Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

Инфляция как общемировая экономическая проблема наиболее остро стала проявляться в ХХ веке после отказа от золотого стандарта и распределения инфляционного способа финансирования государственных расходов.
Во всех развитых странах на протяжении ХХ века цены повышались. Инфляция захватывала развивающиеся страны, многие из которых пережили всплески гиперинфляции. Переход к рыночной экономике ряда стран в конце ХХ века вызвал сильные инфляционные тенденции и в этих странах. Актуальной стала проблема инфляции в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………3

Понятие инфляция и ее виды………………………….…...3
Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. …………...8
Последствия инфляции……………………….…………..13
Антиинфляционная политика правительства….…...…..15
Заключение……………………………………………….…...18
Список использованной литературы………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

1 ромайкина ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ . Антиинфляционная политика Word (3).doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 4а Стагфляции Филлипса.

 

Рис. 4б Стагфляции: кривая предложения.

 

 

Перечислим основные причины стагфляции в США в начале 1970-х гг.:

  • Повышение цен на нефть странами ОПЕК;
  • Понижение курса доллара, то есть рост стоимости импорта,
  • Либерализация цен после 1974,
  • Дефицит в сельскохозяйственной области,
  • Нарастание инфляции и , как следствие, - инфляционных ожиданий.

 

Аналогичные причины могут вызвать  стагфляцию в других странах, провоцирую рост цен и падение темпов роста  производства.

Учитывая возможность проявление стагфляции , можно поставить  под сомнение «непогрешимость» кривой Филлипса. Действительно ли существует обратная связь между инфляцией и безработицей?

При ответе на вопрос следует учитывать , о каком периоде времени идет речь – о краткосрочном или  о долгосрочном.

В краткосрочном периоде кривая Филлипса отражает те закономерности, которые были рассмотрены, т.е. на ней может быть верно проиллюстрирована альтернатива между инфляцией и безработицей.

Так, если правительство ставит задачу сократить безработицу, она может  быть решена в краткосрочном периоде, но за счет осуществления стимулирующей политики, в том числе кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции (Рис 5) происходит перемещение из точки А1 в точку В1. Однако в долгосрочном периоде действует следящая цепочка событий, заставляющих иначе посмотреть на кривую Филлипса:             

 

Рис.5 Долгосрочная кривая Филлипса.

 

  • После того как цены выросли в результате инфляции, рабочие начинают осознавать, что их реальные доходы падают.
  • Рабочие требуют увеличить заработную плату и продолжают выдвигать эти требования до тех пор, пока номинальная заработная плата не достигнет такого уровня, что реальная заработная плата восстановиться до исходного уровня.
  • Как только реальная заработная плата вернется к своему доинфляционному уровню, наниматели, для которых заработная плата – это издержки, сокращают найм до исходного уровня(перемещение из точки В1 в точку А2); происходит переход на новую краткосрочную кривую Филлипса.
  • Затем правительство, стремясь все-таки понизить уровень безработицы, опять проводит стимулирующую политику, и вся ситуация вновь повториться.

 

Итак, безработица всегда возвращается к исходному уровню, обозначенному на графике Un, т.е. к естественному уровню безработицы. А кривая Филлипса в долгосрочном периоде приобретает вертикальный характер подобно тому, как и кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде становиться вертикальной линией.

Описывая, как происходит возврат безработицы к исходному  уровню, мы тем самым списали теорию адаптивных ожидании, согласно которой  люди способны, приняв во внимание происшедшие события, попытаться каким то образом приспособиться к ним. Так, испытав на себе последствие инфляции, они начинают адаптироваться – требуют роста заработной платы.

В результате в долгосрочном периоде отсутствует альтернатива между инфляцией и безработицей, а все попытки правительства понизить безработицу приводят лишь к «скольжению» кривой Филлипса вверх.

Есть более радикальный подход, который описывается сторонниками теории рациональных ожиданий (ТРО): согласно этой теории работники способны не просто адаптироваться к наступившим  событиям, но и предугадывать их на основе своего прошлого и настоящего опыта и делать правильные выводы. Они заранее страхуются, то есть осуществляют какие-либо действия, которые помогут им преодолеть неблагоприятные последствия проводимых правительством мероприятия.

В рассмотренном выше случае работники  не будут ждать, когда вырастут цены, а сразу, как только правительство объявит о борьбе с безработицей, осознают, что будет инфляция, тут же проиндексируют себе заработную плату , причем в полной мере, а наниматели не станут увеличивать количество принимаемых на работу лиц, так как они также осознают все происходящее события.

Графически это изображается так: из точки А1 перемещение происходит сразу в точку А2, а затем  из точки А2 в точку А3.

Экономически это означает, что  политика правительства из-за рациональных ожиданий экономических субъектов оказывается абсолютно неэффективной. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что правительство должно ограничится выработкой «правил игры» для экономических субъектов. Что касается целенаправленных мероприятий, правительство может осуществлять только один вид экономической политики – «политику сюрпризов».

Следует отметить, что и сторонники теории адаптивных ожиданий, и сторонники теории рациональных ожиданий в своих  построениях исходят не просто из предпосылки о том, что экономические  субъекты рациональны, но считают, что они могут в полной мере реализовать свои рациональные ожидания.

Гипотеза естественного уровня безработицы (гипотеза М. Фридмена) развивается  в русле классической школы. Кейсианцы  противопоставляют ей свою концепцию  гистерезиса.

Гистерезис безработицы был  характерен для экономики Великобритании в 1980-е годы. Борьба с инфляцией  повысела показатель безработицы с 4 до 11 % в период правления М. Тэтчер, однако в последующие за этим годы безработица не вернулась к своему исходному уровню.

Тем не менее, несмотря на такие противоречивые мнения относительно естественного  уровня и кривой Филлипса, эта кривая широко используется в теоретических  построениях и в практической сфере.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.

 

 

Перечислить все последствия инфляции достаточно сложно, поэтому попытаемся рассмотреть наиболее общее из них.

  • Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижается стимулы к труду.
  • В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действуют так называемый эффект инфляционного налогообложения.

 

Эффект инфляционного  налогообложения – получение  государством дополнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (  подпадающего под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

Что бы прояснить действие эффекта инфляционного налогообложения , приведем следующий пример. Предложим , что в стране действуют прогрессивные системы налогообложения. При этом все доходы от 15 до 20 тыс. у.е. облагается по ставке 15%, а доходы от 20 тыс. у.е. соответственно. Тогда суммарный налог, который они уплачивают, равен

 

12 тыс. у.е  х 0,1 + 16 тыс. у.е  х 0,15 + 25 тыс. у.е х 0,2 = 1,2 тыс. у.е + 2,4 тыс. у.е +5 тыс. у.е =8,6 тыс. у.е

 

Если уровень цен  вырос в 2 раза , и все население  получило 100 –процентную индексацию, номинальные доходы налогоплательщиков станут 24,32 и 50 тыс. у.е  , а суммарный  налог,

(24 + 32 + 50) х 0,2 = 21,2

Пример показывает, что  уровень цен вырос в 2 раза , а  уплачиваемый суммарный налог вырос  приблизительно в 2.5 раза.

В нашем примере налогоплательщики  получили 100 процентную компенсацию. Однако вполне может сложиться ситуация, когда при частной компенсации (т.е. при падение реальных доходов!) налогоплательщик формально переходит в группу, подпадающего под более высокую налоговую ставку, так как его номинальный доход вырос до уровня следующей налоговой группы.

  • В условиях инфляции действует известный эффект Танзи - Оливеры.

 

Эффект Танзи –  Оливеры заключается в обесценивании  налоговых поступлений в бюджет в условиях высокой инфляции, если между декларированием и уплатой  налогов проходит определенное время, в течение которого реальные поступления обесцениваются.

Чтобы преодолеть действие эффект Танзи – Оливеры или  хотябы сгладить его, государство применяет  индексацию налоговой шкалы или  учащает налоговые платежи и  бюджет.

  • В условиях инфляции растет неопределенность при принятии инвестиционных решений. Так как рост издержек вследствие высокой инфляции предсказать трудно, экономические агенты начинают активно предпочитать спекуляцию реальному инвестированию, что отрицательно сказывается на всей национальной экономике.
  • Инфляция усиливает социальную дифференциацию: при росте цен на товары первой необходимости, составляющие основную долю в потреблении бедных слоев населения, резко сокращаются возможности потребления и быстрее обесцениваются их реальные доходы.
  • Инфляция увеличивает трансакционные издержки, связанные с постоянной необходимостью пересмотра цен: приходиться печатать новые каталоги, ценники и т.п., что связанно как с дополнительными бухгалтерскими издержками, так с дополнительными затратами сил и времени. Что бы снизить подобные издержки, переходят на жетоны. Карточки, цены устанавливают в условных единицах.
  • Падает значение цены как информационного сигнала: цена под воздействием инфляционных процессов и инфляционных ожиданий населения перестает отражать реальные потребности в том или ином благе: люди запасаются впрок, хотя на самом деле их реальные текущие потребности гораздо ниже.
  • Высокая инфляция ведет к обострению социально- политической обстановки, поскольку обесценение доходов населения вызывает совершенно очевидное недовольство и противодействие, в том числе в форме социальных выступлений.

 

Поскольку инфляция на протяжении всего ХХ века является одной из основных макроэкономических проблем  в развитых странах, актуальной становиться  проблема осуществления государством антиинфляционной политик.

 

 

 

 

 

 

 

АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА.

 

Конечно, полностью победить инфляцию нельзя. Порождаемая стимулирующей  политикой государства, подогреваемая  инфляционными ожиданиями населения  инфляция - неизбежная плата за повышение  темпов роста экономики, снижении е уровня безработицы. Антиинфляционная политика предполагает контроль за уровнем цен, а в наиболее острых случаях, особенно в ситуации гиперинфляции, - осуществление мер, направленных на сокращение денежной массы в обращении.

В подтверждение сказанному приведем пример.

 

 Пример

 

 Экономика России очень чувствительна  к курсу доллара: укрепление  рубля рост долларового предложения,  что сначала приводит к укреплению  рубля на неустойчивом уровне, а потом к его падению.

Отказавшись от такой политики, ЦБ и правительство вынуждены постоянно  выкупать избыточную экспортную выручку и не могут реально управлять денежной массой, объем которой связан с количеством поступившей в сторону валюты.

Политика правительства в отношении  этих поступлений имеет три направления.

Первое – это стерилизация валюты за счет профицита бюджета и Пенсионного  фонда.

Второе направление - снижение инфляционных ожиданий, которые в России сильнее  связаны с курсом, чем с издержками. При устойчивом номинальном курсе  спрос на деньги снижается.

Третье направление – увеличение денежной доли в расчетах естественных монополий с бюджетом и соответственно усиление их давления на экономику.

Эти меры позволяют снизить инфляцию и замедлить укрепление реального  курса рубля. Но результат и  длительность действия этих мер предсказать невозможно. Это всегда только надежда.

 

 

… С ростом цен на нефть и  увеличением притока капитала при  ограниченных возможностях стерилизации избыточной ликвидности российские денежные власти оказались перед  выбором: ускорнеи инфляции или повышение темпов укрепления рубля. Располагая ограниченным набором стерилизационных инструментов, Центральный банк не всегда моет стремиться к достижению одновременно целей: препятствовать чрезмерному укреплению рубля, поддерживая тем самым конкурентоспособность российских производителей, и снижать инфляцию.

В первом случае Банку России приходиться  накапливать резервы, скупая валюту и покрываю разницу между спросом  и предложением на валютном рынке, взамен эмитируя рубли.

Поскольку темпы роста денежной массы в результате активного наращивания резервов превышают темпы увеличения спроса на деньги, Банка России предпринимает шаги по стерилизации этих излишков. Но в условиях недостаточной развитости российского финансового рынка он оказывается не в состоянии полностью контролировать рост денежного предложения, что неизбежно приводит к ускорению инфляции.

Если же доминирующей задачей Центрального банка станет ее снижение, то, ужесточая  денежно-кредитную политику, он будет  вынужден уменьшить масштабы накопление резервов. В результате при значительном притоке валюты вследствие высоких цен на основные товары российского экспорта и возрастающего притока рубля неизбежно укрепиться.

ПО нашим оценкам, дополнительного  снижения среднегодового реального курса рубля на 1% при прочих равных условиях можно добиться за счет прироста валютных резервов ЦБ на 1% ВВП (что, данным 2002 г., составляет около 3,5 млрд долл.).

Далее предложим, что в результате произошло дополнительное расширение денежной базы. Пропорциональное росту резервов, и ни ЦБ, ни правительство ни предприниматели никаких действий по стериализации избыточного денежного предложения. Тогда дополнительное предложение денег в экономике в среднем приведет к росту потребительских цен примерно на 2 % (с лагом, достигающим 9 месяцев)

Информация о работе Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика государства