Инфляция и инфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция ( от лат. inflatio - вздутие), определяется как переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства [1, c. 60].
Чтобы сделать вывод о наличии инфляции, необходимо учитывать особенности данного процесса, а именно:
1) повышение цен должно охватывать всю национальную экономику и являться устойчивой тенденцией, а также распространяться на все основные виды потребительских и инвестиционных благ.

Содержание

Теоретический раздел 2
1.1. Инфляция, ее определение и измерение 2
1.2 Причины инфляции 4
1.3 Виды инфляции 5
1.4 Социально-экономические последствия инфляции. 6
2.1 Антиинфляционная стратегия и тактика. 8
2.2 Проблемы реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь. 9
Практический раздел 12
Задача 12
Тест. Экономический рост и экономический цикл 14
Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

У населения образуются вынужденные  сбережения, которые влекут за собой возникновение «черного» рынка, замедляется рост благосостояния общества. Нет ни спроса, ни предложения, и, соответственно государственная казна лишается ожидаемых накоплений налоговых поступлений: нет основы для роста доходов и заработной платы. Сделки на черном рынке способствуют обогащению лишь криминальных структур.

Инфляция спроса предполагает рост спроса на какой-либо товар, тем самым  вызывая производственный спрос  на ресурсы и последующий рост цен на них.

Инфляция издержек может вызвать  рост цен любого фактора производства: земли, капитала, рабочей силы. Данные издержки переносятся на цену товара, и данный подорожавший товар оплачивается покупателем. Если производитель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой из-за насыщенного рынка, сокращается  прибыль предприятия.

Кроме вышеперечисленных социально-экономических  последствий инфляции также можно  отметить:

  1. перераспределение доходов и богатства;
  2. отставание цен государственных предприятий от рыночных;
  3. скрытую государственную конфискацию денежных средств через налоги;
  4. ускоренную материализацию денежных средств;
  5. нестабильность экономической информации;
  6. падение реального процента;
  7. обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы [7, c. 554].

Таким образом, инфляция представляет собой опасность для экономического развития, быстро распространяясь на все отрасли экономики, поскольку  все они связаны между собой. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают причины, вызвавшие ее. Это  обусловлено психологическим настроем, сформированным ранее. Пережившие инфляцию покупатели долгое время осуществляют покупки «на всякий случай», тем  самым вызывая ажиотажный спрос  и повышая цены на товары.

Подводя итог вышеперечисленному, к социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

1) снижение  реальных доходов населения. Особенно  сильно это отражается на лицах,  получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы  к трудовой деятельности, усиливается  дифференциация населения по  уровню доходов;

2) обесценение  сбережений населения;

3) ухудшение  условий жизни социальных групп  с твердыми доходами. Возникновение  опасности социальных потрясений;

4) ослабление  позиции властных структур, снижение  доверия населения к правительственным  программам и мероприятиям;

5) возникают  трудности с долгосрочным планированием,  решения принимают спекулятивную  направленность;

6) повышается  риск инвестирования. Появляются  требования более высоких прибылей  и процентов в качестве платы  за риск. [8, с. 457]

Все эти  явления негативно влияют на народное хозяйство, а когда народное хозяйство  поражено инфляцией, то потери неизбежны. В условиях же необходимости экономических  преобразований инфляция практически  им противодействует, поскольку делает невозможными рациональные экономические  расчеты. Проблемы, вызываемые инфляцией, почти полностью связаны с  неопределенностью. Но при всех изменениях неизменным и определённым остается одно - теряющей стороной (за чей счет идет формирование «нового класса»  и кто оплачивает ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры, иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения [9, с. 458 ].

2.1 Антиинфляционная стратегия и тактика.

 

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная  политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная  политика включает в себя регулирование совокупного спроса и предложения.

Когда инфляция превращается в тормоз для социально-экономического развития страны, то возникает необходимость  в разработке специальной антиинфляционной программы.

Антиинфляционная  стратегия должна включать в себя четыре основных компонента:

  • преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений: создание конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулирование диверсификации производства, проведение антимонопольной политики, ослабление таможенных и импортных ограничений;
  • долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
  • сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  • увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры  антиинфляционной тактики условно  можно разделить на две группы:

  1. льготное налогообложение, приватизация государственной собственности, применяемые при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса;
  2. повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ, используемые для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения.

Следовательно, антиинфляционная стратегия и тактика должны учитывать особенности современного состояния экономики страны: необходимость структурной перестройки народного хозяйства; запаздывание с формированием рыночной экономики; монопольный характер экономики; перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

Таким образом, антиинфляционная стратегия должна включать следующие основные мероприятия: отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей; проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды; отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств; проведение либеральной торговой политики; радикальную аграрную реформу; реформу системы налогообложения; реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом [8, с. 459].

 

2.2 Проблемы реализации антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

 

В настоящее  время экономика Республики Беларусь развивается на базе приоритетности отраслей производственного назначения. Следовательно, в стране имеются большие объемы незавершенного производства и характерен высокий уровень монополизации экономики и скрытой безработицы.

Указанные проблемы создают определенные предпосылки  для мощных инфляционных процессов.

Недостаточно  жесткая финансовая политика государства  способствует усилению инфляции. Так, можно отметить, что в последние годы инфляция спроса уступила место в Республике Беларусь инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост затрат, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

Следовательно, для предотвращения инфляции, а также устранения ее последствий государство проводит антиинфляционную политику. Так, в стране действует определенный план, утвержденный правительством, направленный на стабилизацию ценовой ситуации, необоснованный рост потребительских цен, а также на обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции.

Однако  следует отметить, что данный план будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. В этом и состоит проблема антиинфляционной политики государства, поскольку в настоящее время осуществляется система различных компенсационных выплат, надбавок, за ценами осуществляется административный контроль. Эти меры относятся лишь к мерам устранения последствий инфляции, не затрагивая причины ее возникновения.

Например, как уже отмечалось ранее, во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика).

Именно  поэтому проблемой антиинфляционной политики Республики Беларусь является то, что для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для борьбы с инфляцией имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении данного рода задач используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Национального банка: изменение ставки межбанковских кредитов и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Нацбанк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное  антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику, должно подкрепляться мерами по решению  стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы  рассчитаны на долгосрочную перспективу  и должны дополняться методами краткосрочной  антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения [10, c. 8-15].

Таким образом, всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Государством должны осуществляться меры по регулированию зарплаты в  составе себестоимости производимой продукции, удешевлению энергоносителей, сырья и материалов, внедрению  наукоемких и ресурсосберегающих технологий, финансовому оздоровлению компаний, регулированию денежной массы в  обращении, ограничению бюджетного дефицита, регулированию доходов  населения республики, антимонопольному регулированию, стабилизации белорусского рубля, регулированию уровня цен, рентабельности, а также ограничению инфляционных ожиданий и т.д. [12].

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6—7 % и энергоемкости ВВП на 20—25 % . На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2011—2015 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 г.) [13].

Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего  кредита и другие, а также меры но их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы  антиинфляционной политики.

В ежегодных  Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного  характера в реальном секторе  экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем  снижения уровня инфляции.

 

Практический  раздел

Задача

 

Суммарный доход фирмы от продаж составил 15 млн. руб., затраты на приобретение сырья – 1,5 млн. руб., на оплату электроэнергии – 1 млн. руб. Стоимость оборудования, принадлежащего фирме, составляет 7 млн. руб. Норма амортизации равна 20 %. Рабочим выплачена заработная плата в сумме 1,5 млн. руб., управленческому персоналу – 1,2 млн. руб. Фирма выплатила процент за заемные средства, равный 500000 pуб. Риск предпринимателя оценивается в 400000 руб. Определите постоянные и переменные издержки фирмы, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

 

Постоянные издержки — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.

Информация о работе Инфляция и инфляционная политика