Инфляция и инфляционная спираль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль. Предположим, что центральный банк увеличил предложение денег, что ведет к росту рост совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3

Вложенные файлы: 1 файл

Инфля́ция.docx

— 29.88 Кб (Скачать файл)
  1. Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

Классификация инфляции.

При использовании разных оснований для классификации  можно выделить несколько видов  инфляции.

  • По характеру (форме проявления) инфляционного процесса:
    • Открытая инфляция – ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен. Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
    • Скрытая, или подавленная инфляция-государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы новые изделия. Одновременно растут цены на черном рынке. В данном случае обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.
    • Инфляционный шок – одномоментное, резкое повышение цен. Оно может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.
  • По сфере распространения:
    • Локальная инфляция – рост цен происходит в границах одной страны.
    • Мировая инфляция – охватывает группу стран или всю глобальную экономику.
  • По темпам повышения (роста) цен:
    • Ползучая или умеренная инфляция – цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе (примерно на 10 % в год). Стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. В промышленно развитых странах ее рассматривают как элемент нормального функционирования экономики, который не вызывает особого беспокойства.
    • Галопирующая инфляция – характеризуется быстрым ростом цен (от 10 до 100-200 % в год). Такой темп может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т.п.), контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются.
    • Гиперинфляция – катастрофический рост цен (до 500-1000 % и более в год). Мировым рекордом стала гиперинфляция в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г), когда цены ежемесячно росли в среднем почти в 20 раз. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги перестают адекватно выполнять свои функции, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
  • По степени сбалансированности роста цен:
    • Сбалансированная инфляция, при которой цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными. В этом случае соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
    • Несбалансированная инфляция, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
  • По степени ожидания роста цен:
    • Ожидаемая инфляция, которая может быть спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством.
    • Неожидаемая инфляция, которая характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, то внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными: потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. В результате экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Такое явление называется «эффект Пигу» (эффект реальных кассовых остатков). Однако эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствия инфляционных ожиданий.

В 2013 году выросла потребительская  корзина россиян

 

06.01.2013

Госкомстат обнародовал  перечень продуктов питания, товаров  и услуг, входящих в состав потребительской  корзины. Стоимость этих товаров  выросла для взрослых на 200 рублей, для пенсионеров на 411 рублей, для  детей на 250 рублей. 

 

В составе потребительской  корзины увеличены объёмы потребления  мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов, на душу населения. 

 

Министерство труда  предлагает новый метод, при котором  продукты питания будут определяться в натуральных показателях, а  непродовольственные товары и услуги – в процентах от стоимости  продукта. В этом случае в стоимости  потребительской корзины продукты питания будут составлять половину, а непродовольственные товары и  услуги - по одной четверти, отмечают в пресс-службе министерства.

 

С 1 января 2013 года, в  продовольственной корзине россиянина в течение года окажутся 126,5 килограмма хлеба (в том числе крупы и  макаронных изделий), 100,4 килограмма картофеля, 60 килограммов фруктов, 114,6 килограмма овощей и бахчевых, 58,6 килограмма мяса, 18,5 килограмма рыбы, 23,8 килограмма сахара и кондитерских изделий, 210 яиц а также 290 литров молока.

Как пояснил журналистам  заместитель министра здравоохранения  и социального развития Максим Топилин, ведомство пересмотрело продовольственную часть корзины.

 

 

"Мы предлагаем  меньше продуктов питания в  килограммах в таких категориях, как хлеб и картофель. В начале 2000-х годов мы были вынуждены  вводить эти величины, чтобы увеличить  калорийность и снизить стоимость  корзины за счет более дешевых  продуктов питания", - сказал он.

 

 

В новой корзине  будет увеличена норма потребления  мясопродуктов для трудоспособного  населения - на 57,5 процента, для пенсионеров - на 71,4 процента, для детей - на 30 процентов; рыбопродуктов - на 15,6 процента, 6,7 процента и на 30,6 процента соответственно; фруктов  свежих для трудоспособного населения - в 2,6 раза, пенсионеров - в 2 раза, детей - в 2,3 раза.

 

 

Всего доля продуктов  питания в цене новой корзины  составит 50 процентов. Остальное будет  приходиться на непродовольственные  товары и услуги. Причем их норму  предлагается устанавливать не в  натуральных показателях, а в  относительных (в процентах от стоимости продуктов питания).

То есть специалисты  будут высчитывать цену продуктов  питания, потом умножать получившуюся сумму на два - и получать стоимость корзины в целом.

В действующей корзине, разработанной и принятой в 2006 году, продукты питания составляют 41,4 процента, непродовольственные товары - 16,4, услуги - 42,2 процента.

Эксперты постоянно  спорят, какой должна быть корзина. Например, советник Института современного развития Никита Масленников обращает внимание на то, что в развитых странах  продукты питания занимают менее половины корзины.

 

Например, в США  на первом месте стоит плата за жилье и коммунальные услуги (42 процента), а доля продуктов - 19 процентов. Объем  потребительской корзины у нас  на 150-200 наименований меньше, чем в  развитых странах. Значит, считает эксперт, ее надо расширять примерно вдвое, включая  туда мобильные телефоны, ноутбуки, флэшки, увеличивая долю платных медуслуг и норму расхода электроэнергии.

По мнению директора Всероссийского центра изучения уровня жизни Вячеслава Бобкова, новый подход неприемлем для России, поскольку цены на продовольствие у нас растут намного медленнее, чем на товары и услуги.

"И эта тенденция  в ближайшие годы будет сохраняться,  потому что рынок услуг развит  пока очень слабо. Кроме того, число услуг будет расти", - считает эксперт. Он предполагает, что в ближайшие годы увеличится количество платных услуг в образовании и здравоохранении: сегодня многие учреждения, их оказывающие, меняют статус, становятся автономными, а значит, государством будут финансироваться лишь частично.

Также в нашу жизнь  плотно вошли мобильные телефоны, компьютеры, интернет, потребительские  кредиты - расходы на все это тоже, по идее, должна учитывать потребительская корзина.

"Если будут считаться  только продукты, а расходы на  все остальное автоматом приплюсовываться  к полученной сумме, значит, мы  будем иметь априори заниженную  корзину и заниженную помощь  государства на поддержку незащищенных  слоев населения", - делает вывод Вячеслав Бобков.

По его мнению, корзина  должна включать в себя четкий набор  не только продуктов питания, но других товаров и услуг. Кроме того, необходимо пересмотреть срок эксплуатации вещей.

Сейчас потребительская  корзина предусматривает, например, смену верхней одежды один раз  в восемь лет, юбки - раз в пять лет.

Состав потребительской  корзины должны были пересмотреть еще  год назад, но тогда страна выходила из кризиса, и пересмотр корзины  привел бы к повышению прожиточного минимума, чтобы было бы тяжело для  бюджета, отмечают эксперты.

 

 

Официально пересмотр  корзины был отложен в связи  с тем, что Минздравсоцразвития занималось разработкой новой методики ее подсчета и не успело это сделать к положенному сроку.

Термин «потребительская корзина» очень часто мелькает в  экономических статьях, сводках  и определяет собой определённый набор из ассортимента продуктов, товаров  которые необходимы для жизни  одного среднестатического человека или целой семьи в течение расчётного периода (берётся месяц или год). Рассчитывается теоретический и практический уровень потребления. Время от времени параметры потребительской корзины необходимо пересматривать. Наши законы предусматривают изменения в потребительской корзине не реже одного раза в 5 лет. В декабре 2010 года был принят закон № 332-ФЗ (от 8 декабря) “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах”.

 

 

Что же, как правило, входит в состав потребительской  корзины?

 

 

В списке продуктов  питания – хлеб, картошка, крупы, овощи, фрукты, мясо, рыба, молочные продукты и т.д. Кроме продуктов питания, в нее входят непродовольственные товары (лекарства, обувь, одежда, нижнее белье, головные уборы, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения) и услуги – коммунальные услуги (водоснабжение, электроэнергия, отопление), транспортные услуги, культурные мероприятия и другие.

Потребительскую корзину  разрабатывают для трех основных социально-демографических групп  населения России – детей, пенсионеров, трудоспособного населения.

 

По прежним нормам одному трудоспособному человеку России в месяц полагалось около 9 кг картофеля, 8 кг овощей и бахчевых, 2 кг фруктов, около 3 кг продуктов из мяса, чуть более 1 кг рыбы, 17 яиц. Из непродовольственных  товаров, судя по нормам, предметов  верхней одежды пальтовой группы полагается 3 штуки на 7,5 лет (детям  – 3 штуки на 2,5 года), чулочно-носочных изделий – 7 пар на 17 месяцев, (это  где-то полтора года). Обуви полагается 6 пар на 3 года, постельного белья  – 2 комплекта в год. На услуги культуры предусматривается, около 5% от общей  величины расходов на услуги в месяц.

Очень часто «потребительская корзина» упоминается в связи  с выяснением прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума –  это оценка потребительской корзины  в денежном выражении, а официально бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье  ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный  минимум меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные денежные средства из государственного бюджета.

Говоря о благосостоянии людей на практике, все показатели обычно сравниваются с величиной  прожиточного минимума.

 

 

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина  используется для расчета прожиточного минимума. Потребительская корзина  России состоит из 156 наименований товаров  и услуг, Франции - 250, США - 300, Англии - 350, Германии - 475.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛЫ

 

Представители классического направления (А. Смит, Д. Рикардо) и создатели неоклассическойтеории (Дж. Кларк, А. Маршалл, И. Фишер, В. Парето, Л. Вальрас, А. Пигу и др.) разработали теорию общеэкономического равновесия, автоматически обеспечивающего равенство доходов и расходов при полной занятости. Такой вывод опирается на закон Ж.-Б. Сэя, согласно которому в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счёте совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночный механизм их быстро корректирует. 
Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объём производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов. 
Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка, зарплата, уровень цен. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются гибкими величинами, обеспечивают равновесие на рынке капиталов, рынке труда и денежном рынке. Процент уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; зарплата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают реализацию продукции.

Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам  способен исправлять дисбалансы, возникающие  в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства  оказывается ненужным. 
Однако в начале 30-х гг. XX в. классическая теория оказалась не способной дать объяснение длительным кризисным процессам. Дать такое объяснение попытался Дж. Кейнс. Следует отметить, что в теории Кейнса большое внимание уделяется психологическим факторам в экономике. Принципымакроэкономического равновесия пронизаны психологической окраской: «склонность», «предпочтение», «ожидание», «стремление». Это не пресловутый «идеализм» экономической мысли, а отражение объективной реальности, в которой действуют живые люди с присущими им страстями и наклонностями. 
В противоположность закону рынков Ж.-Б. Сэя и классической модели макроэкономического равновесия кейнсианская теория не признаёт автоматической связи между сбережениями и инвестициями. Сбережения, в силу основного психологического закона Дж. Кейнса, растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией побуждения к инвестированию и полностью зависят от ожидаемой предельной эффективности капитала и процентной ставки. 
В отличие от классического подхода кейнсианская теория макроэкономического равновесия предполагает, что сбережения приспосабливаются к инвестициям: прирост инвестиций приводит к росту дохода, который даёт импульс сбережениям в объёме, соответствующем этому росту.

Обобщающим результатом кейнсианской теории эффективного спроса является концепция мультипликатора. Экономический рост на основе принципа мультипликатора способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению. Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых инвестиций, а значит, ускорения экономического роста (эффект акселератора). 
Кейнсианская теория макроэкономического равновесия, основанная на анализе макроэкономической практики, исходит из того, что рыночная экономика развивается не так гладко, как в классической модели, а процентная ставка, заработная плата и цены не обладают такой гибкостью, которая способна привести систему в равновесие. Кейнс Дж. всесторонне доказал, что капиталистическая экономика не является саморегулирующейся системой, способной достигать общего равновесия и бесконечно процветать. Вывод Дж. Кейн- са: рыночную систему необходимо регулировать, и это регулирование может осуществлять только государство.

 

Инфляционная спираль

 

В результате сочетания  инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль. Предположим, что центральный банк увеличил предложение  денег, что ведет к росту рост совокупного спроса. Кривая совокупного  спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В  результате уровень цен увеличивается  с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (W2/P3 < W2/P2). Рабочие снова начнут требовать повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали "заработная плата - цены". Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.

Информация о работе Инфляция и инфляционная спираль