Инфляция и методы ее регулирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению
к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в
сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в
воспроизводственном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3
I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции.....................5
1.2. Причины инфляции......................6
1.3. Виды и типы инфляции...................7
II. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РБ
2.1. Последствия инфляции 13
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.15
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного
регулирова-ния в Республике Беларусь...................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 82.36 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена

с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку

прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о

«золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.

Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все

народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность

экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Основные направления и методы  антиинфляционного

                      регулирования в Республике Беларусь.                     

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного

обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода.

Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление

причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму

свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.

Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные

рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами

хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных

цен и реального движения воспроизводственных процессов.

Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном

периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок

Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005

гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление

положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание

условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста

эффективности функционирования реального сектора экономики.

В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных

факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную

роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение

качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение

конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления

дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях

дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны

стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные

централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое

будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и

налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения

до 10-14% за год в 2005 г. При их определении учитывались необходимость

устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного

инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в

Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой

подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и

скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной

динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать

издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при

чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов,

чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной

напряженности.

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно

жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо

использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со

стороны издержек производства.

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень

эффективности функционирования реального сектора экономики, что

подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и

планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет

перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также

эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных

средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой

эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые

ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения

рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов

и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет

эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать

финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского

бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического

принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования

государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса

мер денежно-кредитной политики требует создания соответ­ствующих предпосылок

за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации

стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация

и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с

целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В

первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и

сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться

активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики,

созданием стимулирующей институциональной среды для развития

предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей

предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное

реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного

производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем

на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые

ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной

финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом

безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в

целом.

С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики

необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения

монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с

динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность

применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по

мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного

функционирования.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является

обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе

монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса

предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны

правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической

функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью

восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели

предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих

статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.

В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на

2004 г., одобренным правительством  РБ 17 сентября 2003 года, в следующем  году

белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-

3% по отношению к российскому  рублю и примерно на 6% по отношению  к доллару

США.

В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой, чем в

текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к

российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару —

8-12%. Инфляция превысит  девальвацию и составит 14-18%. Следовательно,

Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля

(превышение инфляции  над девальвацией) по отношению  к доллару США примерно на

6%.

В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской

Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже

инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального

курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует

укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на

2-3%. Это практически не  скажется на состоянии взаимной  торговли наших стран

(сейчас по паритету  покупательной способности белорусский  рубль недооценен по

отношению к российскому примерно на 15%).

Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004 г. будут

выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не

обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к

российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США

посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти

темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в

устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не

всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской

межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие

колебания, которым белорусская валюта не следует.

Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво»

рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки

по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не

более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.

Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-

декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования Национального

банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его

планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина

ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.

Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить

кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов

перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых

ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских банков

были физические лица, которые хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн.

руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам

физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в

инвалюте.

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на

снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить,

что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ,

услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на

энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около

20%.

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе

снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с

другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного

хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с

модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно,

определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима

экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует

соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном

временном лаге.

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует

развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств,

предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными

ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать

перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный

эффект.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия

необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной

системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому

необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких

убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные

методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию,

смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию

топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе

должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное

обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими

видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по

следующим направлениям:

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в РБ