Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:28, курсовая работа
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению
к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в
сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в
воспроизводственном процессе.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции.....................5
1.2. Причины инфляции......................6
1.3. Виды и типы инфляции...................7
II. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РБ
2.1. Последствия инфляции 13
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.15
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного
регулирова-ния в Республике Беларусь...................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена
с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку
прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о
«золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.
Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все
народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность
экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного
обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода.
Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление
причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму
свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.
Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные
рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами
хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных
цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном
периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005
гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление
положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание
условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста
эффективности функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных
факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную
роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение
качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение
конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления
дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях
дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны
стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные
централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое
будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и
налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения
до 10-14% за год в 2005 г. При их определении учитывались необходимость
устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного
инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в
Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой
подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и
скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной
динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать
издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при
чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов,
чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной
напряженности.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно
жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо
использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со
стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень
эффективности функционирования реального сектора экономики, что
подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и
планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет
перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также
эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных
средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой
эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые
ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения
рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов
и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет
эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать
финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского
бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического
принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования
государственных программ в области АПК за счет собственных средств.
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса
мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок
за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации
стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация
и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с
целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В
первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и
сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться
активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики,
созданием стимулирующей институциональной среды для развития
предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей
предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное
реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного
производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем
на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые
ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной
финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом
безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в
целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики
необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения
монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с
динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность
применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по
мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного
функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является
обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе
монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса
предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны
правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической
функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью
восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели
предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих
статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на
2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем году
белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-
3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару
США.
В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой, чем в
текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к
российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару —
8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно,
Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля
(превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно на
6%.
В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской
Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже
инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального
курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует
укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на
2-3%. Это практически не
скажется на состоянии
(сейчас по паритету
покупательной способности
отношению к российскому примерно на 15%).
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004 г. будут
выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не
обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к
российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США
посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти
темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в
устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не
всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской
межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие
колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво»
рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки
по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не
более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-
декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования Национального
банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его
планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина
ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.
Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить
кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов
перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых
ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских банков
были физические лица, которые хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн.
руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам
физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в
инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на
снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить,
что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ,
услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на
энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около
20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе
снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с
другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного
хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с
модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно,
определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима
экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует
соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном
временном лаге.
Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует
развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств,
предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными
ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать
перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный
эффект.
Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия
необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной
системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому
необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких
убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные
методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию,
смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).
Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию
топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе
должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное
обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими
видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по
следующим направлениям: