Инфляция как форма макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущностные характеристики инфляции
1.1 Определение инфляции. Открытая и подавленная форма инфляции.
Измерение инфляции……………………………………………………………………..5
1.2 Условия и причины возникновения инфля-ции…………………………………………....8
1.3 Социально-экономические последствия инфля-ции……………………………………..13
Глава 2. Монетарные и немонетарные концепции современной инфля-ции……………….....16
Глава 3. Антиинфляционная политика РФ на современном эта-пе…………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция как форма макроэкономической нестабильности.doc

— 716.00 Кб (Скачать файл)

Рост скорости обращения денег - проинфляционный фактор, способный самостоятельно вызывать инфляцию при неизменном объеме денежной массы и производства.

Однако не любое  увеличение денежной массы или скорости обращения денег приводят к инфляции, т. е. динамическое уравнение Фишера будет выглядеть так:

+ = + ,   (11)

т. е. сумма темпов прироста денежной массы и скорости обращения равна сумме темпов прироста цен и реального объема производства. В соответствии с данным равенством темпы инфляции составят:

= +     (12)

Очевидно, что неинфляционный темп прироста денежной массы должен в точности соответствовать темпу прироста реального производства, если скорость обращения денег постоянна. Неинфляционный темп прироста денежной массы необходимо корректировать с учетом изменения скорости ее обращения.

Важным  инфляционным фактором в современных условиях является депозитарное расширение денежной массы. Агрегат М2 нарастает не столько из-за прироста наличности, сколько в результате развития безналичных платежей. Проходя по банковской цепочке, депозитарные деньги мультипликативно увеличиваются в объеме, создавая инфляционный сигнал. Его может усиливать обращение вексельных денег и других видов финансовых активов (агрегат МЗ), используемых как дополнительное средство платежа.

В качестве основных причин инфляции монетаристы выделяют следующие:

  1. Рост денежной массы превышает рост объема совокупного производства. Это может возникнуть в случае ошибок ЦБ в определении соотношения размеров денежной массы и чековых платежей, а также при активном использовании долговых обязательств для оплаты товаров и услуг.

2. Рост скорости  денежного обращения превышает  рост объема совокупного производства, что может возникнуть при уменьшении спроса на реальные денежные запасы.

При высокой  инфляции обе эти причины действуют  одновременно, ускоряя темп роста уровня цен. Аналогичное воздействие на ускорение темпов инфляции могут оказать инфляционные ожидания.

Сторонники  немонетарной концепции инфляции считают, что превышение темпов роста денежной массы и скорости денег над ростом производства является не причиной, а необходимым условием инфляции. Причины же следующие:

1.  В росте издержек производства, при котором увеличение заработной платы обгоняет рост производительности труда, а повышение налогов обгоняет темп прироста реального дохода.

2. В несоответствии структурных изменений в совокупном спросе структурным изменениям в совокупном предложении.

3.  В сохранении монопольной власти фирм, в преобладании олигополистической структуры рынка, в существовании монополизма профсоюзов.

Итак, причины инфляции лежат не только на стороне проблем денежного обращения, но и на стороне структурных проблем экономического развития.

Можно сказать, что приблизительно с середины 90-х  гг. XX столетия проблема инфляции урегулирована в странах с устойчивой и развитой рыночной экономикой (в США и Западной Европе). Утратив популярность в экономической науке этих стран, дискуссии о монетарном и немонетарном происхождении инфляции приобрели актуальность в странах Восточной Европы и, особенно, в России. Данные теории помогают не только глубже изучить монетарные и немонетарные причины инфляции, но и выработать эффективные антиинфляционные программы.

 

 

Глава 3. Антиинфляционная политика РФ на современном  этапе

На сегодня  в России основными мерами борьбы с инфляцией являются ограничение бюджетных расходов, а также изъятие денег из экономики. Однако в последнее время результативность этих мер существенно падает. Например, в 2006 году темпы роста денежного предложения в экономике увеличились, а темпы роста инфляции снизились. Здесь связь есть, но она опосредованная, поскольку меняется скорость обращения денег. В инфляции, особенно в российских условиях, достаточно важная компонента –  эффект от всех регулируемых тарифов. В 2006-м механизм регулирования тарифов был существенно ужесточен. Это привело к тому, что на данный момент рост тарифов практически в 2 раза ниже, чем в прошлом году, что ослабило давление на цены. Кроме того, есть рынки, на которых огромную роль играет фактор монополии и олигополии, например, рынок нефтепродуктов. В этой связи  важным инструментом сдерживания инфляции является Стабфонд, но его значение нельзя переоценивать, со временем оно будет уменьшаться.

В настоящее  время основной целью денежно-кредитной  политики является Банка России является удержание инфляции на низком и стабильном уровне, так как стремление к стабильности цен – это лучший вклад, который он может внести в долгосрочный экономический рост. Под ценовой стабильностью следует понимать незначительный прирост цен, который не берётся экономическими субъектами в расчёт при принятии решений. В идеале ценовая стабильность – это нулевой рост цен. Однако это бывает мало вероятно. На практике стабильность цен выражается в незначительном положительном приросте индекса цен (в пределах 3-4 % в течение длительного периода).

По прогнозам  экономистов измерить инфляцию в  пределе 4% будет возможно не ранее 2010 года. Однако, учитывая макроэкономическую ситуацию, экспортно – сырьевую ориентацию российской экономики и отсутствие в распоряжении Банка России долгосрочных антиинфляционных инструментов, достигнуть указанных значений индекса потребительских цен будет очень затруднительно без серьёзных структурных изменений в экономике.

К тому же осуществляемая в настоящее время антиинфляционная политика денежных властей крайне неэффективна, так как борьба с инфляцией путём сдерживания роста денежной массы и денежной базы ведёт к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей бюджета. А это, естественно, раскручивает рост цен с большей силой.

Как свидетельствует  мировой опыт, лекарство от инфляции не может ограничиваться мерами воздействия лишь на ее монетарные факторы путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Рассмотрим  ряд мер, имеющих комплексный характер и являющихся необходимыми мерами стабилизации инфляции в российском обществе.

Общеэкономические меры

Первоочередной  антиинфляционной мерой является преодоление  кризиса инвестиций путем оживления  инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных направлениях.

Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.  «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1, 5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России всего лишь 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

Необходимы  так же решительные меры по возвращению  “беглых” капиталов из-за рубежа.

Необходимо  всеми способами наращивать рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

Сдерживание финансовых факторов инфляции

Ключевое место  в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

- неисполнение  бюджета, финансирование в произвольном  объеме;

- секвестирование  расходов в зависимости от  реального поступления доходов, распространенное на незащищенные статьи бюджета (наука, образование, здравоохранение) ради иных “пожарных” мер;

- нецелевое  использование бюджетных средств;

- слабый контроль  за исполнением госбюджета.

Рыночная экономика  требует строгой регламентации  бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

Не менее  важны методы покрытия очередного транша кредита России,

предоставляемого  Международным валютным фондом. Чрезмерное использование государственных заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.

Не инфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать: экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.

Для сдерживания  инфляции так же необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в “теневую” экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

Кроме того, специфическим  для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому развитию. В этой связи актуальными задачами являются:

- восстановление  платежно-расчетной системы государства;

- нормализация денежных расчетов;

- ликвидация  задолженностей между предприятиями и перед госбюджетом.

Регулирование денежных факторов инфляции

В России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Антиинфляционная политика в этой области призвана отрегулировать эмиссионные потоки и скорость их обращения. Не менее важно совершенствование структуры денежной массы.

Низкая насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала  появление множества неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные  суррогаты, которые обслуживают 70 - 80% хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной массы вопреки требованиям экономического закона денежного обращения. В антиинфляционной политике важное место занимает регулирование скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

Оздоровление  банковской системы

Важным направлением антиинфляционной политики является реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО _ ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность многих крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. Множество банков оказались банкротами.

Для восстановления платежеспособности банков Центральный  банк принял некоторые меры:

- проведение  многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного резервирования;

- стабилизационные  кредиты;

- создание Агентства  по реструктуризации банковской  системы с целью восстановления и стабилизации.

Требует особого  внимания регулирование и контроль со стороны Центрального банка России над деятельностью банковской системы в целях ориентации ее не кредитно-расчетное обслуживание реального сектора экономики.

Нейтрализация внешних факторов воздействия на инфляционный процесс

Снижение курса  рубля по отношению к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка России. Механизм “импортируемой” инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие иностранные валюты.

Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда рубль плохо выполняет свои функции. Поэтому призыв прекратить хождение доллара утопичен и чреват появлением “черного” валютного рынка. Составной частью антиинфляционной политики с этой точки зрения является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Информация о работе Инфляция как форма макроэкономической нестабильности