Информационное обеспечение инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:33, реферат

Краткое описание

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Вложенные файлы: 1 файл

Информационное обеспечение управления организацией маленьк.docx

— 37.56 Кб (Скачать файл)

В общем массиве норм, в той или иной степени касающихся информационного обеспечения, можно выделить блок информационного обеспечения инвестиций.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, формы и методы которого (к ним относится и информационное обеспечение инвестиций) определяются действующим законодательством. Так, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности включают, наряду с прочим, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, в частности, путем «создания и развития сети информационно - аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности»[9].

Определенная роль в регулировании инвестиционной деятельности отведена и органам местного самоуправления. Однако, в перечне форм и методов регулирования инвестиционной деятельности органами местного самоуправления создание специальных информационных структур, либо структур, ответственных за информационное обеспечение инвестиционной деятельности, действующим законодательством не предусмотрено. Указано лишь на необходимость создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, под которыми можно понимать, в частности, и информационное обеспечение.

В качестве муниципальных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности наряду с обеспечением равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и стабильностью прав субъектов инвестиционной деятельности указывается также гласность в обсуждении инвестиционных проектов, хотя это гораздо уже, чем информационное обеспечение инвестиционной деятельности в целом.

Таким образом, по существу, в законодательстве об инвестициях в Российской Федерации не содержится необходимого объема норм, регулирующих информационное обеспечение инвестиционного процесса.

Органы исполнительной власти и, в первую очередь, Правительство Российской Федерации неоднократно обращались к вопросу информационного обеспечения инвестиционной деятельности. Так, указанные вопросы ставились еще в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1992 г. N 908 «О мерах по организации информационного обеспечения российских и иностранных инвесторов о приватизации государственных предприятий», которым в целях обеспечения регулярного информирования инвесторов о возможностях их участия в приватизации государственных предприятий были предусмотрены функции уполномоченных органов исполнительной власти по сбору и обработке информации, а также развитие системы информационного обеспечения потенциальных инвесторов.

В соответствии с этим же постановлением была создана специализированная структура (Государственный информационный центр содействия инвестициям), на которую были возложены задачи практического внедрения и реализации организационных мероприятий, разрабатываемых учредителями, в том числе формирование базы данных о российских предприятиях, содействие российским и иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров, организацию семинаров, конференций и других мероприятий в интересах учредителей. Характерно, что информационное содействие оказывалось как российским, так и иностранным фирмам и предпринимателям, формируемая база данных о российских предприятиях, подлежащих приватизации, предназначалась и для тех, и для других. Однако в дальнейшем в целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, организации эффективного информационно - консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями акцент сместился на информационную поддержку иностранных инвесторов. В настоящее время действует Программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», реализация которой наряду с решением различных задач в определенной степени будет способствовать и повышению информированности инвесторов.

C целью регулярного  и объективного информирования  общественности о ходе реализации  федеральной целевой программы  «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», а  также оперативного распространения  информации о проводимых в  рамках Программы мероприятий, 1 августа 2005 года начал свою работу  Объединенный пресс-центр ФЦП  «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».

Развитие инвестиций немыслимо без защиты прав и законных интересов инвесторов, без установления гарантий этих прав, которые трудно представить без соответствующего информационного обеспечения. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 785 была утверждена Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы, где предполагалось, что защита инвесторов должна осуществляться, в частности, путем повышения качества и достоверности предоставляемой им информации и совершенствования системы ее предоставления.

Одним из основных условий привлечения инвестиций является получение инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций. Для того, чтобы инвестиционный потенциал российских организаций был реализован в полной мере, необходима перестройка всей процедуры подготовки и раскрытия информации, в том числе финансовой. Раскрытие информации должно включать в себя получение инвесторами сведений не только об эмитентах, но также о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и коллективных инвесторах.

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. установил как ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов, так и минимум объема информации, предоставляемой инвестору в связи с обращением ценных бумаг[10].

В частности, запрещено рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги. Установлена ответственность лиц, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг, за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации. Установлена ответственность и независимых оценщиков и аудиторов, за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими. Статья 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации.

Заинтересованность в информационном обеспечении инвестиций прослеживается и в международных соглашениях о защите и поощрении инвестиций (капиталовложений), заключенных Российской Федерацией, как в рамках СНГ, так и со странами «дальнего» зарубежья. Ряд из них содержит нормы, в той или иной степени регламентирующие информационные отношения при осуществлении капиталовложений.

Наиболее часто в соглашения включается положение об обеспечении открытости и доступности законодательства, относящегося или затрагивающего иностранные инвестиции (капиталовложения). Однако в ряде соглашений предусмотрены и более активные формы взаимодействия, в частности, обмен информацией о последствиях, которые могут иметь законы или иные правовые акты для капиталовложений, информирование друг друга об экономических решениях, которые могут затрагивать права и законные интересы другой стороны, предоставление информации потенциальным инвесторам. Обязательство об информировании при проведении приватизации о ее ходе, проведении аукционов и конкурсов, приватизируемых предприятиях и других объектах приватизации взяли на себя страны СНГ - участники Конвенции о защите прав инвестора от 28.03.1997, в том числе и Российская Федерация.

Однако, в целом, задачи российских государственных органов и органов местного самоуправления, как правило, ограничиваются созданием условий для информационного обеспечения инвестиций, где активная роль в поиске информации отводится потенциальному инвестору, тогда как во многих странах активность в предоставлении информации проявляют и сами государственные структуры.

Свое отношение к информационному обеспечению применительно к фондовому рынку высказал и Конституционный суд Российской Федерации. В Определении от 02.03.2000 № 38-О указано, что информационная прозрачность - это фундаментальный принцип функционирования современного фондового рынка, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и прежде всего самих владельцев ценных бумаг. Представляется, что это положение в равной мере применимо и к информационному обеспечению инвестиций в целом.

Проводимая административная реформа в качестве одной из приоритетных задач выдвинула задачу повышения качества государственных услуг. Само понятие «государственных услуг» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, хотя во многих зарубежных странах государственные услуги - одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Государственные услуги непосредственным образом связаны с публичными функциями государства, их оказание государственными структурами основано и вытекает из этих функций. Основные полномочия в рассматриваемой сфере сосредоточены у Минэкономразвития России, формирующего политику информационного обеспечения инвестиционной деятельности. Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, что подразумевает предоставление непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям, в том числе и информационных[11].

Информационное обеспечение инвестиционной деятельности чаще осуществляется не непосредственно федеральными органами исполнительной власти, а через специально созданные структуры. В связи с этим необходимо обратить внимание не только на информационное обеспечение инвестиционной деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, но и на обеспечение ими необходимой информацией специально создаваемых информационных структур.

Таким образом, информационное обеспечение как услуга должно в основном сосредоточиться в федеральных агентствах и государственных учреждениях, хотя, на наш взгляд, информационные услуги будут оказываться и федеральными министерствами, и федеральными службами. Характерно, что в зарубежных странах более половины всех государственных услуг являются по своему содержанию информационными.

Представляется, что распределением государственных функций по видам федеральных органов исполнительной власти процесс административной реформы не может быть завершен. Применительно к государственным услугам в качестве следующего этапа должно произойти вычленение блока услуг, которые могли бы быть переданы государственным и негосударственным организациям. Несомненно, что часть передаваемых услуг по своему характеру будут являться информационными.

Разумеется, любые изменения в объеме, порядке и условиях оказания государственных услуг могут болезненно сказаться на потребителях этих услуг, поэтому решение вопроса о передаче функций по предоставлению публичных услуг негосударственным структурам требует особого внимания и учета мнения тех субъектов, интересы которых такая передача затрагивает. Немаловажно также выработать критерии, по которым следует оценивать целесообразность такой передачи. Основными критериями, позволяющими оценить целесообразность передачи функций, на наш взгляд, должны являться повышение эффективности реализации переданных функций, увеличение степени доступности и качества оказываемых услуг.

В настоящее время отсутствуют общепринятые и единые для всей страны - для государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и их объединений - представления о качестве и доступности государственных услуг. Еще ниже находится информированность граждан и организаций о своих правах в этой сфере. Отсутствует и ответственность чиновника за неоказание услуги или ее низкое качество.

Один из путей решения указанной проблемы - разработка стандартов государственных услуг, в том числе стандартов информационных услуг. Представляется, что закрепление обязательного минимума в стандарте на федеральном уровне позволит гарантировать всем «потребителям» государственных информационных услуг равные права и возможности по их получению, где бы гражданин не проживал, где бы не находилось юридическое лицо. Что касается субъектов Российской Федерации, то они исходя из своих возможностей могут увеличивать этот минимум. Такой подход предполагает разработку законопроекта, который установил бы законодательную основу для разработки и применения стандартов государственных услуг.

Заключение

Таким образом, основой для интеграции механизмов и инструментов инвестиционного рынка становятся информационные технологии, которые составят вместе с организационными основу пирамиды управленческих решений. Все остальные приобретают подчиненный характер.

Основные направления государственной политики в информационной сфере включают, в частности, формирование и защиту государственных информационных ресурсов; создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов; содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения.

Информация о работе Информационное обеспечение инвестиционной деятельности