Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:19, доклад
Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как «информационное общество». В последние годы информация стала одним из важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации – информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом общества.
создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце ХХ века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.
Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.
Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления "точек" и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.
Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.
Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий – информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его положение в последовательности общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры – информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в своих книгах «Приход постиндустриального общества» и «Третья технологическая революция и её возможные социально-экономические последствия». Теории информационного общества делятся на две группы:
1. Теории, примыкающие
к концепциям
2. Концептуальные схемы Тоффлера («Третья волна») и Дарендорфа («Класс и классовый конфликт в промышленном обществе»).
пронумероватьВ концепции информационного общества отмечается, что оно является особой стадией в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества. Первый рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества, второй фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом. Д. Белл формулирует одиннадцать фундаментальных признаков постиндустриального общества. Пять из них автор увязывает непосредственно с научным прогрессом, три признака занимают первые позиции. Среди них следующие:
- центральная роль теоретического знания;
- создание новой
- рост класса носителей знания.
Если кратко концептуализировать его взгляды, более полно изложенные выше, то они сводятся к следующему:
- теоретическое знание
(а не капитал) является органи
- технологический рост
в производстве товаров
Белл сформулировал
пять основных исходных специфических
измерений и компонентов
1. Сфера экономики:
переход от производства
2. Сфера занятости:
преобладание класса
3. Осевой принцип: ведущая
роль теоретического знания
4. Предстоящая ориентация:
контроль над технологией и
технологическими оценками
5. Процесс принятия
решений: создание новой «
Д. Белл одним из первых выделил характеристические признаки информационного общества. Он выделял три аспекта постиндустриального общества, особенно важных для понимания телекоммуникационной революции: - переход от индустриального к сервисному обществу; - решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; - превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.
Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:
- информация и знания
становятся важным ресурсом и
подлинной движущей силой
- формируется рынок информации и знания как факторов производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
- стремительно растёт
удельный вес всех отраслей, обеспечивающих
передачу и использование
- развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации;
- развитие и активное
внедрение во все сферы
Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества:
1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся прежде всего в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития.
2. Превращение информационной
индустрии в наиболее динамичну
3. Возникновение развитой
рыночной инфраструктуры
4. Глубокие изменения
в моделях социальной
С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
В информационном обществе обычным явлением становится «телеработа», которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением связываются надежды на решение таких острых проблем больших городов как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.
Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие «третичного» сектора экономики – оказания услуг – приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании ВВП. В целом ряде европейских стран более половины оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индустрии связи разрыв ещё более радикальный: 80% составляю телекоммуникационные услуги и только 20% - производство средств коммуникации.
Время споров об информационном обществе миновало. Обобщая существующие подходы, можно сказать, что в настоящее время под информационным обществом понимается:
- общество нового типа,
формирующееся в результате
- общество знания, в
котором главным условием
- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни временных границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.
Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода её распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции. Очевидно, что, только опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несёт в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сферы услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
В информационном обществе на первый план выдвигается третичная (после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов.
Информационное общество – социальная система, в которой производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромного количества товаров, то наступление эры информационных (компьютерных) технологий обеспечило возможность производить, обрабатывать и передавать огромное количество информации. В информационном обществе преобладает третичная сфера – услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование.
В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и защищенность личности. Информационное общество несёт в себе широкие возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение электронной информации представляется более простой, оперативной и надёжной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надёжнее сейфов и хранилищ.
Информационное общество – благоприятная среда для развития так называемого среднего класса, который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоёмкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.
Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности.
Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что оно несёт с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений.
Говоря об информационном обществе, мы не должны забывать о том, что большинство населения нашей планеты живёт пока что в условиях индустриального и аграрного обществ. Информационное общество является реальностью лишь для развитых стран мира, для остальных же государств информационное общество является только перспективой. Кризис, поразивший страны Азии, стремившиеся пойти по пути догоняющего индустриального развития, окончательно продемонстрировал, сколь затруднительно для стран, находящихся на индустриальной стадии прогресса, стать полноправными участниками сообщества постиндустриальных держав и подчеркнул раздел планеты на постиндустриальную зону и остальной мир.