Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение проблем со-временного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом экономики России в рыночных условиях хозяйствования.

Содержание

Введение
1. Сущность, происхождение и основные элементы
инфраструктуры рынка
2. Характеристика рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по экономике.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Товарные биржи - это  коммерческо-посреднические предприятия, функционирующие на постоянной основе, где производится купля-продажа товаров с определенными характеристиками.

Фондовые биржи - это  организационная форма рынка  ценных бумаг, на котором осуществляются сделки по их купле-продаже по рыночным ценам.

Валютные биржи - это  организационно оформленный и постоянно  действующий рынок, на котором проводятся операции по обмену иностранной валюты.

Биржи труда - это учреждения, которые осуществляют посреднические операции между работниками и  предпринимателями при совершении сделок по купле-продаже рабочей  силы, регистрацию безработных и изучение спроса и предложения потенциальных работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика рыночной инфраструктуры.

Создать эффективную  рыночную экономику можно лишь с  помощью результативно действующей  инфраструктуры, обеспечивающей многообразное, комплексное и длительное взаимодействие между различными субъектами рынка. Под категорией "рыночная инфраструктура" подразумевается совокупность, инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих общие условия нормального функционирования рыночной экономики. Комплексный характер инфраструктуры, различия в функционировании структурных элементов свидетельствует, что под "общими условиями "обычно подразумеваются прежде всего материально-вещественные. Нередко к ним относят и отношения целостно действующих образований, которые призваны обеспечить воспроизводственный процесс. Трактовка "общих условий" этим не ограничивается. В узком смысле общие условия создаются непосредственно самим развитием производительных сил и определяются состоянием входящей в них группы отраслей, в первую очередь, транспорта и связи. В широком - к ним относят так же природу, труд, ресурсы, техническую культуру. Обосновывают это не лимитирующим характером данных факторов в развитии производства во времена мануфактуры и крупной машинной индустрии, когда поддержание их воспроизводства на определенном уровне выделялось как общее условие, которое требовалось социально организовывать и развивать. Данные трактовки дополняют друг друга. Они придают общим условиям важнейшую специфическую особенность - возможность создания единой платформы (фундамента) для расширения воспроизводства интенсивного типа. Эффективно развивающаяся инфраструктура обладает позитивным характером воздействия на размещение и функционирование промышленности и чаще всего выступает в роли созидающего и преобразующего фактора для экономики.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство и взаимодействие в определенном реальном рыночном пространстве.

Инфраструктура по своей  природе двойственна. Она отражает определенный процесс труда и увеличивает стоимость путем вложения капитала в эту сферу. В качестве существенных признаков и критериев инфраструктуры выделяют прежде всего то, что производственная деятельность инфраструктуры не создает новой натурально-вещественной формы продукта, а лишь увеличивает стоимость уже созданной.

В сфере инфраструктуры процесс производства неотделим  от потребления полезного эффекта, а продукция инфраструктуры, выступающая в форме процессов перемещения, хранения, передачи информации, не подлежит хранению или складированию.

Процесс инфраструктурного  обеспечения можно представить  как совокупность различного рода коммуникаций. Таким образом характеризовать инфраструктуру позволяет то, что продукт инфраструктурной деятельности есть не что иное, как услуга. А так как услуга - это продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в виде деятельности, направленной на вещь или на человека, то и процесс обслуживания есть ни что иное, как коммуникации. При этом неважно, что является объектом коммуникаций: вещи, капитал, труд, информация и др.

По видам коммуникаций можно различать материальные, финансовые, людские и др. потоки. Конституирующими функциями рыночной инфраструктуры являются: распределительная, коммуникационная и регулирующая. Под распределительной функцией рыночной инфраструктуры понимается ее способность обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и регионам. Коммуникационная функция есть не что иное, как организация эквивалентного обмена продуктами труда, будь то товары, услуги, информация и т.п.

Восстановление и поддержание  сбалансированности спроса и предложения  на разнообразных рынках обеспечивается за счет регулирующей функции рыночной инфраструктуры. Будучи специфическим порождением социально-экономических систем, инфраструктура возникла на определенном уровне развития хозяйства как объективно необходимое следствие происходящих в экономике структурных изменений, вызывающих разобщение элементов, дифференциацию их свойств, перераспределение характеристик и др.

Все эти процессы требуют  создания некоторого сопутствующего им механизма, компенсирующего издержки разобщения, «увязывающего» между собой результаты процесса структурообразования. Так, любая специализация предполагает необходимость обмена, всякое пространственное разделение требует перемещения, всякая дифференциация свойств вызывает необходимость установления связи, передачи информации. Инфраструктура является механизмом, компенсирующим повышение разнообразия, неупорядоченности, и разнородности внешних воздействий, влияющих на деятельность хозяйственных объектов.

Каждой модели экономики  соответствует собственная модель инфраструктуры, определяющая качество управления экономикой в целом. При  переходе от модели экономики с высоким уровнем государственного регулирования к модели с преимущественно рыночными регуляторами претерпевает изменение и инфраструктура хозяйства. Это проявляется в изменении форм и методов работы элементов инфраструктуры, формировании новых и ликвидации устаревших. Одним из условий развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования. Это предполагает, во-первых, наличие различных органов и институтов, что способствует установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчает выбор наиболее эффективных из них. Во-вторых, это требует общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения субъектов хозяйствования. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации как отражение государственного регулирования и наличия доступной субъектам свободы самоопределения в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование института рыночной инфраструктуры. Таким образом, инфраструктура выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации.

Рыночная инфраструктура есть совокупность органов и институтов, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы. Отмечается взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическая и финансовая деятельность рыночных структур.

Современная рыночная инфраструктура в развитых странах, представляет собой комплекс отраслей, развивавшихся в последнее время ускоренными, по сравнению со всей промышленностью, темпами. Это объясняется рядом факторов и прежде всего тем, что произошло заметное опережающее развитие производственного сектора. Поэтому отставание инфраструктуры стало отрицательно сказываться на развитии экономики в целом. Развитые страны, стали активно вкладывать капиталы в инфраструктурные отрасли. Этот процесс в западной литературе получил название «сервизации экономики». На него повлияли и другие факторы. Углублялось общественное разделение труда, росли доходы населения, расширялась потребность в кредитных ресурсах, выросли темпы НТП. Интенсивно протекали диверсификация и индивидуализация производства, переход к ресурсосберегающему типу развития экономики и др.

На определенном этапе  инфраструктура по своей роли и месту  в народном хозяйстве превратилась сама по себе в один из важнейших  ресурсов национального развития. По мере его использования выяснилось, что инфраструктурные отрасли обладают многочисленными преимуществами по сравнению с производственными отраслями. Отрасли инфраструктуры отличаются малой материалоемкостью и ресурсоемкостью, обеспечивая свой вклад в ресурсосберегающий тип экономического прогресса. В связи с ускоренными темпами развития по сравнению с другими отраслями экономики их характеризует довольно высокий и постоянно возрастающий вклад в национальный ВВП. Весьма замечательная особенность - высокий мультипликативный эффект увеличения спроса на продукцию инфраструктурных отраслей, дающий импульс прежде всего к расширению самой инфраструктуры, а через это к росту экономики в целом. Так, большое стимулирующее воздействие ощущает на себе машиностроительный комплекс в связи с ускоренным развитием и высоким уровнем потребления нового оборудования и технологий. То же можно сказать о комплексе строительных услуг. Сфера инфраструктуры оказывает и стабилизирующее воздействие на экономику. Это обусловлено низкой чувствительностью инфраструктуры к циклическим колебаниям материально-вещественного производства.

Спрос на продукцию инфраструктурных отраслей в периоды спадов и депрессий  обычно сохраняется на постоянном уровне. В результате развития инфраструктурных отраслей происходит изменение традиционной модели хозяйственных связей. В частности, возрастает в межотраслевых потоках доля нематериальной продукции. Это приводит к сокращению потребности в услугах тех отраслей, которые обеспечивают данный процесс (прежде всего транспорта и торговли). Наконец, развитие инфраструктуры благоприятно влияет на положение в сфере занятости. В настоящее время уровень производительности труда в сфере инфраструктуры ниже, чем в промышленности. Она аккумулирует рабочую силу, высвобождающуюся в других секторах.

В исследованиях инфраструктуры выделяются экономические и внеэкономические виды услуг. К экономическим относятся те услуги, которые воплощены в предлагаемом потребителю товаре. Внеэкономические услуги, как правило, «навязываются» обществу и его членам через систему определенных государственных институтов (госаппарат, представительские органы власти и пр.). В общем виде перечисленные виды услуг трансформируются в свои институты рыночной инфраструктуры: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; организационно-оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества; система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговые инспекции; система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании; специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации; торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; таможенная система; профессиональные союзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; коммерческие центры; логистические сервисные центры; система высшего и среднего экономического образования; консультационные (консалтинговые) компании; аудиторские компании; общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура современного рынка является его неотъемлемой и составной частью. Она определяет результативность функционирования всех элементов рынка. Благодаря наличию названных элементов инфраструктуры рынок становится цивилизованной формой отношений между людьми. Особенно важно, что элементы инфраструктуры не были навязаны деловому миру извне. Они являются порождением самих экономических отношений.

Иными словами, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.

Заключение

Проведя исследования в данной области можно сделать  общие выводы об необходимости существования  инфраструктуры рынка, а так же усвоить суть ее функций и механизм взаимодействия составных частей.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой  целостной экономической системы  и подсистемы. Она представляет собой  составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные  на него функции по товарообмену. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.

Иными словами, инфраструктура является средством  осуществления функций рынка  посредством ее взаимосвязанных  институтов и подструктур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10.

2. Добрынин А.И., Журавлева Г.П.. Общая экономическая теория. Учебное пособие – СПб.: Питер, 2002 г. (Серия «Краткий курс»).

3. Курс экономики: Учебник – 3-е изд., доп./Под ред. Б.А. Райзенберга – М.: ИНФРА-М, 2000 г.

4. Курс экономической теории: Учебник – 4-е перераб. и доп. издание./ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2001 г.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина – М.:РАГС, 2005.

6. Попов А.И. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2001 г.

7. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. В 2-х книгах. Кн. 1. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 г

8. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.:ИНФРА-М, 2001 г

9. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. - М.: Дело, 2004.

10. Материал из Викепедии – ru.wikipedia.org


Информация о работе Инфраструктура рынка