Инфраструктура рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.96 Кб (Скачать файл)

Нужно твердо знать, что капитализм многолик и наше общество - разрушенное, уничтоженное поражением в мировом состязании - очень легко  может соскользнуть к жутким и  тупиковым ответвлениям капитализма - к коррумпированному госкапитализму, или - к элитарному, выросшему на распродаже сырья авторитарному  капитализму латиноамериканского  типа, или - к капитализму слаборазвитых  стран - сырьевых придатков немногих богатых капиталистических держав. 

Как показывает практика передовых демократических стран, идущих к правовому гражданскому обществу, сердцевину экономики этих стран образует модернизированный  постиндустриальный капитализм, для  которого характерно широкое распространение  мелкого и среднего бизнеса, свободная  конкуренция и экономическая  состязательность, все большее включение  в отношения собственности самих  работников. На данной стадии и сами - то капиталистические отношения  все более теряют самодовлеющее  значение, втягиваются во всю систему  либерально-демократических социальных, духовных, нравственных отношений целостно гражданского общества, где право, основанное на неотъемлемых правах и свободах человека, и независимое правосудие приобретают безусловное верховенство в обществе. 

Правовое гражданское  общество и согласуется в полной мере с интересами, ожиданиями и  надеждами граждан России, выстраданными  ее сложной драматической Историей.

_________________________

Курсовая работа по экономической теории на тему: Инфраструктура рыночной экономики. 

Содержание 

Введение 

I. Понятие инфраструктуры. Инфраструктура рыночной экономики:  понятие и функции 

II. Элементы инфраструктуры 

II.1 Кредитная система  государства 

II.3 Организация банковской  системы 

II.4 Страховая деятельность 

II.5 Биржи 

II.6 Рекламные агентства 

II.7 Предприятия торговли 

II.8 Оптовая торговля 

Заключение 

Список использованной литературы 

Введение. 

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики  страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений  и инфраструктуры рынка, а также  внутри самой инфраструктурой требует  программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов  с тем, чтобы "тылы" рыночного  хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного  реформирования экономики России. 

Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной экономики. Изучение данной темы очень  актуально и важно на данном этапе  развития рыночных отношений. 

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и  стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации  действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества. 

При административно-плановой системе хозяйствования подход к  инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе  продукт распределялся вне зависимости  от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя  к конечному потребителю. При  переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный  связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры. 

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением  большей свободы действий гражданам  появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов. 

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования. 

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка  и его элементов произошло  в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного  опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию  хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание  рынка нашей страны и положительных  черт зарубежных рынков. 
 

I. Инфраструктура  рыночной экономики: понятие и  функции. 

Известно, что рынок  товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями  между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические  законы, имеет место общность главных  категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок –  система, обеспечивающая контакты множества  “контрагентов”, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги. 

Границы рынка в  самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и  услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать  соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и  развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация  предпринимательской деятельности. 

Таким образом, одной  из особенностей современного этапа  развития страны является повышение  роли и совершенствование инфраструктуры. 

Рассмотрим понятие  «инфраструктуры». 

В период плановой экономики сложилось несоответствие между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. 

При становлении  любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые  является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. 

В начале своего развития до наступления машинного способа  производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей  неразвитости производства удельный вес  инфраструктуры был незначителен. 

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа  производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов  на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся  в том, что она превратилась в  развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление  процесса перевозки товаров, готовых  к потреблению и необходимых  для процесса производства. В самостоятельную  отрасль выделилась также и отрасль  по передаче сообщений, т.е. связь. 

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного  производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. 

Так, отдельные ремесла  от земледелия, или второе крупное  общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом  и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное  разделение труда в обществе - отделение  торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту  продуктообмена за счет вовлечения в  хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы. 

Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura” - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина “инфраструктура” существуют различные трактовки понятия. 

Одна группа авторов  определяет инфраструктуру как всю  систему обслуживания, видя функцию  инфраструктуры в “предоставлении  услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и  населения”(Нуреев Р. М., Еремишин П. Г.). 

Другие понимают под инфраструктурой только систему  производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих  условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства” (Борисов Е. Ф). 

Известна и такая  точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые  материально-технические условия  для успешного функционирования предприятий промышленности, как  часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное  поле деятельности” (Бартнев С. А.). 

При рассмотрении вопроса  о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает  необходимые условия для его  производства. 

Инфраструктурные  элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных  экономикой на инфраструктуру. Эти  функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций  основного производства. 

Поэтому в определении  производственной инфраструктуры первичным  признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства. 

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый  труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает  стоимость национального дохода. 

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой  материально-вещественной форме. 

Невозможно резервировать  или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется  в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать  производственную инфраструктуру как  вспомогательную и тем более  второстепенную сферу. 

Функционирование  инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального  производства, с другой - воспроизводство  трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно  участвует в производстве. 

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфраструктуре. 

Социальная инфраструктура - совокупность объектов отраслей сферы  обслуживания (транспорта и связи  по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых  направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности  и интеллектуального развития населения. 

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим  вспомогательным и придаточным  для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих  ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей  производство. 

Однако необходимо отметить сходство производственной и  социальной инфраструктуры, которое  состоит в том, что изменение  стоимости товара происходит как  оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов  из одного предприятия на другое), так  и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды). 

Функции социальной инфраструктуры 

1. Воспитание подрастающего  поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование); 

2. Увеличение продолжительности  периода работоспособности (здравоохранение); 

3. Предотвращение  снижения производительности труда  в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт); 

4. Обеспечение условий  для отдыха работников, повышение  их культурного уровня (жилищное  хозяйство, культура, искусство). 

Функции 2 и 3 можно  рассматривать применительно к  производству. 

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С  развитием рыночного механизма  в экономике страны появляется необходимость  создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение  новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование. 

Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного  поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая  деятельность этих посреднических структур. 

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики