История возникновения и механизм функционирования биржы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что много экономических процессов закручено на бирже: инвестирование, хеджирование фьючерсов, игра на валютных биржах, государственные облигации, продажа опционов, форвардные контракты.
Биржа, это, наверное, то финансовое поле битвы, где нет точного секрета успеха, ведь практически невозможно предсказать падение акции или же их взлет, но если Вы гениальный эзотерик, владеете лишними миллионами, а также не имеете ограничивающих причин для создания юридического или физического лица - Биржа создана для Вас! Хотя знаете, сколь забавно бы это не звучало, но как только появилась лотерея, то популярность "прорицательниц" взлетела в разы! Нет, безусловно, кого-то действительно интересовало их будущее, но таких было меньшинство, все хотели узнать выигрышные номера... Во всяком случае, если Вы предугадали рост цен на акции какой-то компании, то, как поет Иван Дорн - Не надо стесняться! - Вкладывайтесь!

Содержание

Введение.
Глава 1: биржевая торговля и коммерция.
1.1.Основы коммерческой деятельности.
1.2.История возникновения товарных бирж.
1.3.Биржевая торговля в условиях коммерческой деятельности.
Глава 2: Биржевая торговля на современном рынке.
2.1. Организация классической биржевой торговли.
2.2. Порядок заключения сделок.
2.3. Правовые основы деятельности современных бирж.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Биржа. Курсовая работа по коммерции..docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Биржевые торги могут  быть организованны в разных формах:

· по форме проведения - постоянные и в виде сессий; контактные (традиционные) и бесконтактные (электронные);

· по форме осуществления - биржевая торговля по поручению (брокеры); самостоятельные биржевые операции (дилеры);

· по форме организации  – простой аукцион; двойной аукцион;

Большое внимание уделяют  регламенту работы: для каждой биржевой ямы устанавливают четкие временные  рамки для проведения биржевой сессии, расписание составляется с учетом других бирж. Это дает участникам осуществлять арбитражные операции. Биржевые торги проходят дважды в день: утренняя и вечерняя биржевые сессии, о начале которых оповещают звонком.

Поскольку на территорию операционного зала допускаются лишь члены биржи, которых утвердил административный совет биржи, то простые "прохожие" туда не допускаются, право доступа имеют брокеры, дилеры, клерки, маклеры, помощники маклера, т.е. чтобы приобрести товари на бирже, необходимо составить заявку, в которой вы укажете товар, цену, сроки, и передать его брокеру, который и будет представлять ваши интересы на бирже. Заявку на продажу (покупку) может оформить клиент (юридическое или физическое лицо), заключивший с брокером договор на оказание брокерских услуг.

 

Традиционная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда покупатели повышают цену спроса. При совпадении цены заключается  сделка, которая регистрируется, а  информация о ней поступает в  информационные каналы.

Также применяются принципы простого аукциона: английский и голландский, заочный.

Английский. Устраиваются аукционы подобного рода, когда товар пользуется большим спросом. Заявки продавцов  по начальной цене сводятся в котировочный бюллетень, далее определяется размер шага, который обычно составляет от 3-10% от начальной цены, продажа совершается последнему покупателю по наибольшей цене.

Голландский же аукцион, в  отличии от Английского, наоборот, продает товар за наименьшую стоимость, то есть: Компания Сигизмунда 14 продает 120 акций за 10$ штука, при том, что номинальная стоимость каждой - 6$, тем самым спред составляет 4$. В этом случае маклер определить минимальный шаг в 50 центов, и будет понижать цену до тех пор, пока кто-нибудь не согласится ее приобрести. В противном случае эти акции не будут выкуплены.

Заочный аукцион. Участники  на листочках указывают суммы  и одновременно кидают записки в  ящик, листок с наибольшей стоимостью приобретает лот.

На российских биржах торги  в биржевых ямах проводит маклер, который  располагается вместе с помощниками в центре и оглашает список товаров выставленных на торги, при этом брокеры - покупатели, проявившие интерес, должны поднять руку вверх, а затем должны отреагировать брокеры-продавцы, в противном случае товар снимается с торгов и брокер будет оштрафован, если же товаром никто не заинтересовался, то брокер-продавец может изменить цену и сообщить об изменениях помощнику маклера.

После оглашения списка выставленных на торги товаров объявляется  перерыв, во время которого обсуждается  цена, условия поставки, если после этого находится покупатель, то маклер фиксирует устное соглашение и выводит на главное табло информацию о зарегистрированной сделке.

Можно выделить два основных способа проведения биржевых торгов.

Один из способов — это  открытые аукционные торги, когда происходит непрерывное сопоставление цен на покупку и цен на продажу. Продавец постепенно снижает цену, а покупатель постепенно ее повышает. Сделка совершается тогда, когда цены покупателя и продавца сходятся. В случае проведения аукциона открытого типа, то маклер объявляет цену закрытия ( цена последней сделки) вчерашнего дня , и если кого-то устраивает эта цена, то маклер сразу же фиксирует такую сделку. В дальнейшем может наступить затишье - продавцы хотят получить более высокую цену, а покупатели хотят купить по более низкой цене. Появляется разрыв (спрэд) между ценой предложения и ценой спроса. Маклер объявляет котировку, и соответствующая информация появляется на табло. Когда разрыв между ценой предложения и ценой спроса исчезает, начинают совершаться сделки. Наиболее результативными и наиболее оживлёнными являются начало и конец биржевого сеанса.

Также, на биржах используется определенная фразеология, направленная на то, чтобы время для передачи необходимой информации было минимальным, но сама информация должна быть понятна всем участникам биржевой торговли. С этой же целью используются также сигналы, передаваемые жестами рук.

Порой у маклера появляется задача: чтобы шла торговля ценными  бумагами и сохранялась уравновешенность рынка между спросом и предложением. Если спрос значительно превышает предложение, то маклер продаёт ценные бумаги из своего фонда. Если предложение превышает спрос — он скупает часть ценных бумаг. Если вокруг той или иной ценной бумаги появляется ажиотаж, то маклер имеет право на время прекратить торги по этому лоту.

Еще существует другой способ торговли ценными бумагами - торговля по заказам ( залповый  аукцион ). Суть такого аукциона состоит в том, что брокеры остaвляют мaклеру письменные заявки на пoкупку и прoдажу с указанием цены и количества ценных бумaг. Все закaзы занoсятся в маклерскую книгу с указанием времени поступления заказа. В oпределенный момент времени приём закaзов прекращается, пoсле чего мaклер сопоставляет все принятые зaказы на покупку и продажу и производит оформление сделок.

Если спрос и предлoжение, а тaкже цены заявок на определённый вид ценных бумаг, совпадают, то испoлнение закaзов осуществляется в порядке очерёдности поступления заявок на покупку.

Если спрос и предложение  не совпадают, то маклер использует принцип aдекватности, т.е. выполняет заявки на покупку, которые имеют соответствующие предложения.

Если подaется большое количество заявок с разными ценами, то маклер рассчитывает курс ценных бумaг, при котором будет совершено наибольшее количество продаж.

В нaстoящее время торгoвля по закaзaм осуществляется с помощью использовaния современной электронной техники. Заказы вводятся в компьютер,  и в определённый момент времени ввод зaкaзов прекращается, компьютер рассчитывает цену реализации, при которой может быть зaключено нaибольшее кoличествo сделoк. Пoсле этoго брoкеры с пoмoщью маклера фиксируют сделки.

Глава 2.1. Биржевая торговля в условиях коммерческой деятельности.

Рассмотрим первую ситуацию:

Компания "Инвестметаллторг" заинтересована в покупке 85 тонн Алюминия с целью дальнейшей перепродажи через 2-3 месяца.  Цены местных производителей, на момент запроса составили 2180 долларов\тонна, что дороже, чем цена алюминия в этот же момент на торговой бирже - 1990 долларов\тонна. Компания решает обратиться к брокерскому агенству и заключить 6 контрактов на покупку алюминия  ( 15 тонн алюминия каждый контракт ), которые компания обязуется оплатить через 2 месяца от даты подписания контракта. Конечная стоимость составит 2030 долларов\тонна. Брокерское агенство назначает комиссионные сборы в размере 40 долларов\контракт, т.е. конечная стоимость 90 тонн алюминия составит 182.700$ + 240$ за услуги брокерской фирмы = 183.000$.  Через 2 месяца алюминий поднимается в цене на 75 долларов\тонна, что определяет стоимость одной тонны на бирже в 2065 долларов, на местном же рынке цены поднялись всего лишь на 35 долларов и составили 2215 долларов тонна.

За два месяца Инвестметаллторг нашел четырех розничных покупателей, с которыми подписал контракты на суммарную продажу 90 тонн алюминия по цене в 2140 доллара\тонна, что в сумме 192.600$, в итоге, маржа от покупки фьючерсов составила 9.700$.

Ситуация 2. Покупка акций.

Компания Светофор занимается перепродажей цветных металлов. На рынке, помимо этой компании есть еще одна, более мелкая компания Маркмет, которой принадлежит 35% от общей доли рынка цветных металлов. Компания Светофор увеличивает объемы продаж путем снижения цен на товар, но существуют проблемы с доставкой, т.к. логистические фирмы берут за каждую доставку в среднем 3% от суммы сделки, которые конечно же включены в стоимость продукта. Маркмет имеет своем автопарке 10 фур, которые и осуществляют доставку груза, тем самым цена за 10 тонн алюминия у обеих компаний примерно одинаковая.

Компания Маркмет с целью расширения автопарка, а также покупки склада решает привлечь инвестиции путем размещения 26% акций на общую сумму в 120 миллионов рублей.

Компания Светофор узнает о распродаже акций и решает приобрести блокирующий пакет акций и выделяет на покупку 120 миллионов рублей, дивиденды от акций 3%. После приобретения блокирующего пакета акций, акционер, на общем совещании отказывает в покупке нового склада и предлагает покупку дополнительных грузовиков для увеличения объемов поставок. Часть инвестированных средств уходит на покупку автомобилей, остальная же часть уходит на рекламную кампанию, ремонт технических помещений и автоматизацию процесса. Часть нового транспорта, которые в силу отсутствия достаточного количества заказов не используется, решают сдать в долгосрочную аренду на 5 лет компании Светофор, что снижает стоимость логистических затрат до 1.5%, что делает цены еще более привлекательными, тем самым светофор приобретает 5% от доли рынка. Из-за автоматизации процессов часть сотрудников попадает под сокращение, вследствие чего акции поднимаются на несколько пунктов и компания решает продать свой пакет акций уже за 124 миллиона рублей. Увеличение доли рынка на 5% приносит компании дополнительные 7 миллионов в год, плюс маржа от операции с акциями в 4 миллиона.

Биржа - отличный инструмент для стратегов. Не редко можно  прочитать о том, как неизвестный  брокер в одно мгновение стал миллионером, инвестировав в неизвестную компанию свои честно заработанные 50 тысяч долларов. Или наблюдать за падениями акций из-за того что директор компании не лестно отозвался о ситуации на ближнем востоке, а что еще хуже - был замечен со жрицами любви. Все это предисловие написано не зря:  На бирже выигрывает самый информированный.

Рассмотрим следующую  ситуацию.

Лесли на протяжении 25 лет работал в министерстве обороны США и был очень уважаемым человеком, но по выслуге лет ему пришлось покинуть свой пост.

Лесли привлекал инвестиции, продавал государственные облигации, создавал программы по сокращению расходов, в общем, не понаслышке знал о бирже и ее устройстве. Первые два года Лесли проводит с детьми, внуками, женой, но его боевой характер просто не дает сидеть на одном месте. Он приходит к решению продолжить делать то, в чем он разбирается, но только уже не привлекать инвестиции, а наоборот - инвестировать. Лесли регистрируется на бирже и начинает, что называется, играть на бирже. Изначально, доходы от его вложений составляли 300-500 долларов ежемесячно, пока ему не позвонил его товарищ с работы и не сообщил о том, что Американская армия планирует высадку в Ираке, информация, конечно же, являлась конфиденциальной, но использовать ее молча - никто не мог ему запретить.

Итак, война в Ираке, в стране, которая является практически ведущей нефтяной державой. Как грамотно использовать эту информацию? Как правильно оценить последствия?  Естественно, во время войны процесс добычи нефти затруднится, возникнут проблемы с экспортом, рабочей силой, а следовательно - цена на нефть - возрастет в несколько раз!

На следующий день Лесли отправляется на утреннюю торговую сессию, чтобы скупить все фьючерсы на нефть, на которые ему хватит денег. Рискованно, но в этом случае, как говориться, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Стоимость контрактов на покупку 30 фьючерсов ( 1000 бареллей каждый ) составила 19 долларов\баррель (19х1000 = 19.000х30 = 570.000) Товарищи удивились, ведь спред между предложение и спросом составлял 3.5 доллара и можно было дождаться вечерней сессии, но он, в отличии от остальных - был проинформирован.

Через неделю случается высадка  Американской армии в Ираке, а  еще через неделю - цены на нефть  начинают стремительно расти. По истечению  контракта Лесли приобретает 30.000 баррелей нефти по 19 долларов за баррель, при том, цены уже успели взлететь до 31$! Еще через месяц, когда рост цен остановился, Лесли благополучно продает 30.000 баррелей по 34 $. 19х30.000 = 570.000 ( первоначальные вложения ) 34х30000 = 1.020.000 ( вернувшиеся деньги) 1020000 - 570.000 = 450.000 - именно столько выручил Лесли со сделки с нефтью. Разве это не доказывает, что информированность - главный фактор успеха?

Ситация 4.

2011 г.

Холдинг компаний ХлебКо в своем распоряжении имеет 9 хлебных заводов в разных городах России и в Ставропольском крае 117 га собственных сельскохозяйственных земель. Для увеличения эффективности транспортировки зерна и снижения общих издержек холдинг приобретает склад в южной части России ( рисунок 1). На этот склад отгружают зерно от местных производителей и зерно собственного производства, после чего, формируют партии для отправки на заводы. Свою пшеницу они сохраняют на весеннее время, чтобы сократить объемы закупок у зарубежных поставщиков.

 Рисунок 1.

 

Т.к. зерно продукт сезонный, то и цены на него сильно разнятся. Перед  предприятием становится задача оптимизации  расходов - заморозить цены на конечный продукт.

Зависимость цены от сезона можно увидеть в графике 1.

График 1.

 График 1.

 

На совещании Директор холдинга решает оптимизировать процессы производства, поставок и закупок, и  приглашает специалистов из Америки, главной  целью которым ставит: выполнение выше описанных задач, т.е. заморозить цену на внесезонные времена года.

Менеджеры из Америки после первого месяца пребывания в России добавляют несколько новых элементов в систему закупок, одним из которых оказывается биржа, тем самым, схема закупок значительно изменяется ( график 2) : уменьшается доля местных производителей, увеличивается собственное производство, а также, закупка из зарубежа теряет свою актуальность, на смену приходят фьючерсные контракты, заключаемые в середине сентября, срок действия которых расчитан таким образом, чтобы товар был отгружен в середине декабря. Таким образом, покупая пшеницу в декабре, по ценам сентября, холдинг избегает ценовых колебаний во внесезонное время.

Информация о работе История возникновения и механизм функционирования биржы