История позитивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

В то время как в философии во второй половине XIX в. доминирующим направлением становится позитивизм, в правовой науке господствующим направлением становится тесно связанный с ним правовой позитивизм. Это предопределяется прежде всего осознанием идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития.

Содержание

 1 Введение
 2 История позитивизма
 3 Возникновение и развитие позитивизма
 3.1 Джон Остин — отец правового позитивизма
 4 Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О. Конту)
 5 Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
 6 Идея эволюции с позиции позитивизма
 7 Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
 8 Заключение
 9 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Позитивизм Реферат.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

которое он называл теософским и военным, приходит другое общество – научное

и индустриальное. Конт считал, что в зарождавшемся обществе, ученые заменят

теософов и создадут новую  интеллектуальную и моральную основу общественного

порядка. Присматриваясь к  обществу, в котором он жил, Конт пришел к выводу,

что главное условие победы нового строя – проведение интеллектуальной

реформы. Социология должна стать способом понимания неминуемости истории, и

объясняя ее ход, должна способствовать построению определенной социальной

организации. В общем, история  человечества представлялась Конту, как

история духовного прогресса, в виде обучения позитивному мышлению, которого

достиг индустриальный мир  Западной Европы.

  Овладение позитивным  мышлением в социальном знании  должно было

воплотиться в новой науке  – социологии. Эта наука должна стать, по мнению

Конта, способом преодоления  кризиса социального мира, она  предложит систему

идей, касательно перестройки  общества.  Такая наука, которая

Идея эволюции с позиции позитивизма

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрылЧарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.

Взаимосвязь позитивизма  с другими философскими течениями 

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возникновение позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.

Догма права, обоснованная юридическим  позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной  деятельности, особенно в периоды  относительно стабильного развития гражданского общества. Развитие товарно-денежных отношений и товарообмена неизбежно  порождает резкий рост числа договоров  и соответственно споров, столкновений частно-предпринимательских интересов, требующих судебного рассмотрения и решения. Роль права как вполне определенного, установленного государством правила должного, обращенного в  будущее, в этих условиях резко возрастает. С другой стороны, существование  кодифицированного или иным образом  систематизированного права, соответствующего потребностям гражданского общества, породило потребность в освобождении юридического мышления и юриспруденции  от идеологии, этики, философии, политики, политэкономии, вносящих в практику реализации права «метаюридические»  начала, относящиеся к области  других наук. Формально-догматический  метод, тщательно разработанный  и обоснованный юридическим позитивизмом, лежит в основе законности правоприменительной  практики.

И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Отказ  от «оценочных суждений» и от философских  подходов к праву выводил за пределы  правоведения не только всю критику  права (известно, что противоречий и  пробелов в законах избежать никогда  не удавалось), но и прогностический  подход к самому праву, т.е. проблему его совершенствования и развития. Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящая право? Вся теория юридического позитивизма  основывалась на предположении, что  государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля  силы, чем мешок права»), а к  обоснованию правового государства  могло вести лишь изучение «метаюридических»  начал. Наконец, сколь ни велика заслуга  юридического позитивизма в обосновании  законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке признавался лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  • Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
  • Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
  • Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.
  • Schlick, M. Positivismus und Realismus. In: Erkenntnis 3, 1932, S. 1-31.

 

 

 

 


Информация о работе История позитивизма