История предпринимательства в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

Вложенные файлы: 1 файл

История предпринимательства в СССР.docx

— 48.08 Кб (Скачать файл)

История предпринимательства  в СССР : 1987-1991 гг.

Приход в 1985 году нового руководства  страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды  на осуществление политических и  экономических реформ. Наряду с общим  оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка  началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной  крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений  и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.

Первыми были приняты решения  о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов  народных депутатов и переход  в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и  легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному  питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной  деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние  предприятия, гибко реагирующие  на спрос населения.

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и  областей начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями  фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов  малых производств на средних  и крупных предприятиях) и рациональных размеров предприятий, работающих на потребительский  рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы  хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших  предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных  форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству. Однако движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.

Необходимо напомнить  об обобщившем практику многочисленных экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек  в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или  на 69%), показал значительный потенциал  индивидуального и семейного  частного предпринимательства. Этот потенциал  в последующие годы, особенно после  принятия закона Российской Федерации  «О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995г.), был реализован субъектами малого и частного предпринимательства без образования юридического лица. Этим законом снимались ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами, ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы. Кооперативы, обладавшие мощным зарядом легализуемой предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий за короткий срок с 1988 по 1989 гг. этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел: число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, сфере бытовых услуг в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз.

Бурное развитие новых  кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать  началом возрождения предпринимательства  в Советском Союзе и интенсивным  стартом фазы формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической  реформе в 1989-1990 гг., показало, что  эффективность их хозяйственной  деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных  предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы  оплаты труда (поощрения, наказания) —  все говорило о том, что эти  кооперативы — прообраз малых  частных предприятий.

Однако нельзя сказать, что  развитие новых кооперативов происходило  безболезненно. Рывок этого сектора  с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых  руководителей правительства, официальных  финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров. Это было связано и  с общей экономической ситуацией 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных  предприятиях, доходов кооперативов и других коммерческих структур опережал темпы увеличения товарной массы. В  то же время конечная продукция и  услуги кооператоров реализовывались  по более высоким свободным (договорным) ценам. Это вызывало недовольство населения  с низкими и средними доходами (пенсионеров, работников бюджетной  сферы и т.д.). Большинство кооперативов (почти 80%) было создано в рамках государственных  предприятий, научно-исследовательских  организаций или при них. Значительную часть своей продукции и услуг  кооперативы по договорам реализовывали  государственным предприятиям и  учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) по безналичной форме расчетов, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, что кооперативы получали за выполненную  работу наличные денежные средства, вознаграждая своих работников за качество продукции  и срочность работы на более высоком  уровне, чем госпредприятия.

Определенное недовольство консерваторов и сторонников  традиционных взглядов вызвали и  налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения  в течени двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме предпринимательской деятельности, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).

Среди серьезных экономистов  и юристов, занимавшихся проблемами новых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и др.), все более росло  понимание того, что новые кооперативы  в Советском Союзе — это  не что иное, как частные предпринимательские  структуры.

Боязнь дать полную свободу  частной предпринимательской деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры.

Постановление Совета Министров  СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной  стороны, в нем фиксировались  и распространялись полезные нормы  эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления  и развития малого бизнеса. Но сохранялось  одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки  частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало.

Боязливая позиция союзного государственного руководства по отношению  к конституционно-законодательному закреплению права на частную  собственность и ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных  республик привела к тому, что  законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР оказались  более продвинутыми. Признавались многоукладность  экономики с правом на частную  собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику). В Законе «О собственности  в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано  право собственника при осуществлении  предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных  форм собственности. Признавалась недопустимость установления государством ограничений  или, наоборот, предоставления им льгот  предприятиям той или иной формы  собственности.

Дискриминация в отношении  малых предприятий была прекращена специальным постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими размеры малых  предприятий, постановление рассматривало  организационно-экономические условия  развития малых предприятий, устанавливало  налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление  инициировало работу по развитию малых  предприятий и созданию программ их развития.

Сложившаяся к концу 1991 —  началу 1992г. ситуация в обществе и  экономике поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями  вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места  в грядущих экономических реформах 1992 года.

 

Развитие предпринимательства  Россия: 1992-1996 гг.

Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел  в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы  для частнопредпринимательской  деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения  на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления  и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к  осени 1992 г., правительство самоустранилось  от какой-либо активной экономической  политики, ссылаясь на то, что без  государства и, соответственно, без  правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам.

Провозглашалось, что зарождающимся  рыночным силам не надо мешать, а  предпринимательские усилия широких  масс населения решат все проблемы. Во главу угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна будет создать широкие  слои собственников, умеющих работать и в то же время отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.

Однако, как и ранее, в  советские годы, прекрасные слова  и лозунги власть предержащих  на практике оказались не более чем  красивой идеологической ширмой совсем для других дел. Выяснилось, правда, это несколько позже.

Тогда же надежды на лучшее в сочетании со снятием административно-уголовных  запретов на элементарные виды предпринимательской  деятельности способствовали бурному  росту числа малых предприятий  по всей стране: 1992 г. был годом самых  высоких с середины 80-х гг. и  по сей день темпов роста числа  малых предприятий (в 2,1 раза) и численности  занятых на них.

В определенном смысле этот факт феноменален, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и  введение налогового прессинга значительно  подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич  инвестиционной деятельности, продолжающийся по настоящее время. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа малых  предприятий стала в то время  сфера науки и научного обслуживания — здесь число малых предприятий  возросло в 3,4 раза. Количество малых  предприятий в сфере сельского  хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое  снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост числа малых предприятий  в сфере народного образования (в 2,8 раза). Можно констатировать, что  в условиях провозглашения начала рыночных реформ российское МП продемонстрировало свои позитивные возможности. Его важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого  кризиса через «самозанятость», предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на  которые  приходилось более 50% малых предприятий.  Бурное развитие торгово-посреднической деятельности стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы МП. Либерализация внешней торговли еще в последние годы существования СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любых торговых операций. Падение потребительского платежеспособного спроса в те годы торговое малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень высокого качества (подобных продукции китайского производства), но зато абсолютно нового ассортимента, недоступного российским потребителям при советской власти. Следует вспомнить и о повсеместном появлении вещевых и продуктовых рынков наподобие «блошиных». Рублевая гиперинфляция, а также сверхвысокое налогообложение в сочетании с заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили на колени всю российскую промышленность. Подавляющая часть продукции российских предприятий стала совершенно неконкурентоспособной по отношению к импорту. Крупные и средние предприятия останавливались одно за другим.

Все более широкое распространение  получал так называемый «челночный»  бизнес. Десятки тысяч людей выезжали за товарами за рубеж. Функционировали  каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров  обратно в страну. В Турции, Китае  возникли целые крупные поселения, жители которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении российских «челноков» местной продукцией. Быстрая  оборачиваемость мелких торговых капиталов  превращала их в капиталы средних  размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую  социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь  в нишах обслуживания  как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов.                                                                                                                                      В 1992 г. произошло существенное сокращение доли малых предприятий в промышленности и строительстве. Но относительное сокращение производственного сектора в российском МП не может оцениваться только как отрицательное явление. Дело в том, что прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий, созданных ранее при советских государственных предприятиях лишь для того, чтобы получать исходное сырье и материалы по низким государственным ценам, а продавать продукцию по свободным высоким ценам. Либерализация цен сделала существование таких малых «производственных» предприятий бессмысленным.                                                                                                                                                          В 1993г. продолжался процесс бурного «учредительства», выразившийся в увеличении количества малых предприятий примерно на 2/3. Причем, в абсолютном выражении прирост малых предприятий превысил данные за предыдущий год. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного уменьшилась доля сферы производства.                                                                                                                                         Кроме того, само правительство, как отмечалось выше, сверхжестким налогообложением толкало предприятия на нарушение налогового законодательства. Складывалась (насаждалась) ситуация, при которой почти любого представителя МП можно было привлечь к ответственности за нарушение тех или иных законов или нормативных актов. Правда, такого рода привлечение к ответственности было крайне редким вследствие слабости самих государственных контролирующих структур, включая налоговые органы. Обусловленные деятельностью самого правительства массовые нарушения законов в сочетании со слабостью государства вызвали разгул криминального террора в отношении МП.

Информация о работе История предпринимательства в СССР