Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:49, реферат
Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.
История предпринимательства в СССР : 1987-1991 гг.
Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым породил в обществе новые надежды на осуществление политических и экономических реформ. Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.
Первыми были приняты решения
о повышении значения территориальных
(республиканских, краевых, областных)
органов управления, направленные на
расширение прав местных советов
народных депутатов и переход
в регионах на принципы самоуправления
и самофинансирования. В первую очередь,
это относилось к пищевой и
легкой промышленности, бытовому обслуживанию,
местному, жилищно-коммунальному
В ряде союзных республик
(в основном Прибалтики), краев и
областей начались хозяйственные эксперименты,
связанные с поиском гибких форм
хозяйствования (мелкосерийное производство
по заказам торговых организаций, введение
договорных цен и ассортиментных
концепций, открытие производителями
фирменных магазинов для
Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений. Бытовое обслуживание стало пионером в распространении индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству. Однако движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.
Необходимо напомнить
об обобщившем практику многочисленных
экспериментов и зарубежный опыт
Законе СССР «Об индивидуальной трудовой
деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный
и быстрый рост числа граждан,
занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек
в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или
на 69%), показал значительный потенциал
индивидуального и семейного
частного предпринимательства. Этот потенциал
в последующие годы, особенно после
принятия закона Российской Федерации
«О государственной поддержке
Бурное развитие новых
кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать
началом возрождения
Однако нельзя сказать, что
развитие новых кооперативов происходило
безболезненно. Рывок этого сектора
с резким ростом оборота наличных
денежных средств, уходящих в какой-то
мере от контроля государства (в лице
Госбанка СССР), вызывал у оппонентов
среди партийных функционеров, некоторых
руководителей правительства, официальных
финансистов желание
Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогообложения в течени двух стартовых лет прибыли кооперативов, производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и общественности только на такой организационно-правовой форме предпринимательской деятельности, как кооперативы. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).
Среди серьезных экономистов
и юристов, занимавшихся проблемами
новых кооперативов с участием представителей
международных организаций (ЮНИДО,
МОТ и др.), все более росло
понимание того, что новые кооперативы
в Советском Союзе — это
не что иное, как частные
Боязнь дать полную свободу
частной предпринимательской
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий еще не существовало.
Боязливая позиция союзного
государственного руководства по отношению
к конституционно-
Дискриминация в отношении
малых предприятий была прекращена
специальным постановлением Совета
Министров РСФСР «О мерах по поддержке
и развитию малых предприятий
в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями,
определяющими размеры малых
предприятий, постановление рассматривало
организационно-экономические
Сложившаяся к концу 1991 —
началу 1992г. ситуация в обществе и
экономике поставила перед
Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг.
Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к осени 1992 г., правительство самоустранилось от какой-либо активной экономической политики, ссылаясь на то, что без государства и, соответственно, без правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам.
Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам не надо мешать, а предпринимательские усилия широких масс населения решат все проблемы. Во главу угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна будет создать широкие слои собственников, умеющих работать и в то же время отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.
Однако, как и ранее, в советские годы, прекрасные слова и лозунги власть предержащих на практике оказались не более чем красивой идеологической ширмой совсем для других дел. Выяснилось, правда, это несколько позже.
Тогда же надежды на лучшее
в сочетании со снятием административно-
В определенном смысле этот
факт феноменален, поскольку осуществленная
тогда либерализация цен и
введение налогового прессинга значительно
подорвали финансовую базу основной
массы малых предприятий. Бурная
инфляция привела, с одной стороны,
к обесценению сбережений населения,
а с другой — к резкому увеличению
процентных ставок банковского кредита.
Это вызвало настоящий паралич
инвестиционной деятельности, продолжающийся
по настоящее время. Статистические
данные показывают, что абсолютным
лидером увеличения числа малых
предприятий стала в то время
сфера науки и научного обслуживания
— здесь число малых
Все более широкое распространение
получал так называемый «челночный»
бизнес. Десятки тысяч людей выезжали
за товарами за рубеж. Функционировали
каналы транспортировки самих «