Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:49, реферат
Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.
В 1994г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная численность занятых в МП. После бурного роста резкая остановка в развитии МП произвела эффект абсолютной неожиданности.
Причины остановки роста числа российских малых предприятий условно можно подразделить на глубинные и лежащие на поверхности. Если начать с последних, то основные из них — это сужение характерных для начала 90-х гг. Источников облегченного получения в сфере МП относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий широчайших финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. Что же касается глубинных причин замедления роста числа малых предприятий, то они непосредственно проистекали из общеэкономической политики нового российского правительства во главе с B.C. Черномырдиным. Основной упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию ориентированного на экспорт топливно-энергетического комплекса. Ни первому, ни второму малое предпринимательство было совершенно не нужно. Собственно, этот факт и предопределил жалкую судьбу российского малого предпринимательства на последующие годы. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации капитала, а также самой хозяйственной деятельности. Началось широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и разорялись .
В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%).
Следует, правда, признать усиление в период 1995-1996гг. влияния фактора перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий на динамику МП. В 1995г. был введен в действие новый Гражданский кодекс (ГК) РФ. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имевшие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны были переоформить свои учредительские документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями ГК. Однако не стоит, и переоценивать значимость этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского МП.
Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже все российские малые предприятия. До этого к «выживающим» относились предприятия преимущественно производственного сектора. Но в этом были и свои положительные моменты. Политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, вызвала значительное замедление темпов роста количества малых предприятий, но с другой — имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для МП в рыночной экономике. Появились зачатки нормальной прорыночной среды, характеризующейся конкурентной борьбой малых предприятий на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.
Малые предприятия в борьбе
за выживание учились
Впервые за несколько лет
в 1995 г. произошло увеличение численности
занятых на одном малом предприятии
— на 0,8% по сравнению с 1994 г. Конечно,
величина прироста невелика, но иллюстрирует
данные социологических опросов, в
ходе которых руководители малых
предприятий говорили о необходимости
численного расширения своих предприятий.
И, что очень важно, они отмечали
то, что настало время перехода
от полулегальной скрытой
Особо обращало на себя внимание
увеличение инвестиционной активности
МП. Общий объем капитальных
В 1994-1996гг. российское МП остро нуждалось в поддержке и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались фонды его поддержки.
На федеральном уровне
первая программа поддержки МП была
принята только в 1994 г., но она так
и не была до конца выполнена. Федеральный
закон о государственной
Для кардинального улучшения
ситуации в сфере МП требовалось
политическое решение самого высокого
уровня. С ожиданием такого решения
российское малое предпринимательство
подошло к Первому
История российского
предпринимательства в 1996-
Наметившаяся еще в 1995г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась. Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.
В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении — 43%; в сельском хозяйстве — 10,2, на транспорте — 8,6%. Меньше малых предприятий стало в сфере науки и научного обслуживания — на 4.6%, материально-технического снабжения и сбыта — на 0,8%.
Численность индивидуальных предпринимателей, по данным ФНС России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также ИПБОЮЛ, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек
Сложившаяся отраслевая структура
МП за эти годы практически не изменилась.
Непроизводственная сфера остается
для малых предприятий более
привлекательной, чем реальный сектор.
Так, в 1997 г. большая часть малых
предприятий работала в сфере
торговли и общественного питания
— 43,2%; в строительстве и
Радикальные экономические
реформы, начавшиеся в конце 80 - х
годов в странах Восточной
Европы, нарастание экономических трудностей
внутри нашей страны заставили заново
осмыслить многие реалии. В качестве
стратегической задачи дальнейшего
развития экономики была поставлена
задача о коренной перестройке самой
системы хозяйствования. Административно
- командная система стала
Впервые после нэпа предпринимательство
в отечественной экономике