Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:38, доклад
Китайская банковская система имеет богатую историю. Достаточно напомнить, что первые бумажные деньги появились именно в этой стране. Тем не менее, современная банковская система Китая сравнительно молода и пока уступает по уровню развития западной. Китайская экономическая реформа, начавшаяся в 1979 г., создала условия для быстрого преодоления этого отставания.
История развитие банковской системы Китая
Китайская банковская система имеет богатую историю. Достаточно напомнить, что первые бумажные деньги появились именно в этой стране. Тем не менее, современная банковская система Китая сравнительно молода и пока уступает по уровню развития западной. Китайская экономическая реформа, начавшаяся в 1979 г., создала условия для быстрого преодоления этого отставания.
В своём развитие современная банковская система Китая прошла четыре этапа.
Первый этап (1848 - 1911 гг.). На первом этапе, который начался в эпоху правления последней династии Цин (1644 - 1911 гг.), в Китае сосуществовали традиционная и современная банковская системы. Традиционная банковская система насчитывала многовековую историю. Однако она не могла обеспечить развитие современной экономики, так как по своему духу и традициям была исключительно феодальной. Рыночные отношения не являлись регулятором традиционной банковской системы. Банковские сделки осуществлялись на основе древних конфуцианских норм и обычаев. Традиционные банки назывались "банками Шаньси", обслуживали в основном торговлю и работали с векселями. Первые современные банки Китая были филиалами иностранных банков. На первом этапе практически неограниченную монополию на банковские операции в Китае имели филиалы банков Великобритании, в том числе первый иностранный банк в Китае - Oriental Banking Corp., открывшийся в 1848 г. В Шанхае, Chartered Bank of India, Australia and China, а так же HSBC.
К концу 1860-х гг. в Китае появилось до десятка филиалов европейских и американских банков.
Первый современный китайский коммерческий банк открылся в 1897 г. Это был банк с государственным участием, который назывался Императорский банк Китая и был призван финансировать строительство китайских железных дорог. Первый современный государственный китайский банк "Hu Bu" был основан в 1905 г., впоследствии он стал называться Да Цин, а затем - Банк Китая. В 1907 г. был основан Communication Bank, который обслуживал почту, телеграф, железную дорогу и судоходство.
В результате неравноправных договоров, навязанных Китаю Западом в 1842, 1860 и 1895 гг., иностранные банки стали диктовать свои условия в банковском деле.
Второй этап (1912 - 1948 гг.). После демократической революции 1911 г. Новое китайское правительство оказывало всякую поддержку двум банкам: Банку Коммуникаций и банку Да Цин. Тем не менее, оба упомянутых банка находились под финансовым контролем иностранного бизнеса, не располагая достаточной финансовой мощью.
В 1928 г. Китайское правительство основало третий банк - Центральный банк Китая в Шанхае. Этот банк был объявлен Центральным банком Республики Китай, получил особые права на использование государственных фондов и управления ими, выпуск банкнот, чеканку монет и печатание казначейский государственных билетов, а также ведение расчетов по внешним и внутренним займам.
В 1935 г. Появился крестьянский банк Китая. Он был создан на основе Крестьянского банка провинций. Данные четыре банка сформировали так называемую "большую четверку". Они контролировали политику на национальном финансовом рынке. Всего же на втором этапе действовало 164 банка. Вместе с тем банковская система страны была хаотичной и слаборазвитой. Четкое разделение ее на два уровня не существовало.
Третий этап (1949 - 1978 гг.). На третьем этапе банковская система Китая в целом развивалась и функционировала по примеру советской модели.
1 декабря 1948 г. был основан Народный банк Китая - НБК на основе слияния Северного китайского банка, Банка Северного (Желтого) моря и Северо-Западного крестьянского банка.
В октябре 1949 г. НБК монополизировал все функции китайских и иностранных банков на территории страны. НБК выполнял функции центрального банка и национального казначейства, управлял и наблюдал за действием всех специализированных банков, небанковских финансовых институтов и страховых компаний.
В течение 1949 - 1978 гг. НБК, созданный по полной аналогии с советской моделью, являлся основным кредитным, расчетным, а также эмиссионным центром страны. НБК выполняет следующие основные функции: контроль за денежным обращением и эмиссией национальной валюты; осуществление кассового исполнения государственного бюджета; краткосрочное кредитование народного хозяйства под сравнительно небольшой процент; выполнение расчетных операций между государственными и кооперативными предприятиями и учреждениями; исполнение функций государственного казначейства; привлечение сберегательных вкладов населения.
В 1979 г. началась всесторонняя экономическая реформа, которая ознаменовала собой нынешний, четвертый этап развития банковской системы Китая.
1. 1978 - 1984 гг. - становление банковской системы.
В 1978 г. III Пленум 11-го Созыва Всекитайского съезда народных представителей постановил: основное направление работы правительства - коренная модернизация экономики Китая. Это послужило началом реформ, развернувшихся в начале в сельских районах, а потом в городах. Чтобы соответствовать требованиям реформ, банковская система Китая также начала делать первые шаги на пути преобразования. На этом этапе в ходе реформ банковской системы решались две основные задачи.
Первая задача - упорядочить отношения банков и государственных финансов, изменить сложившуюся установку "большие финансы, маленькие банки".
Вторая задача - урегулировать взаимоотношения между различными банками в рамках создаваемой современной банковской системы.
· в 1978 г. было принято решение о разделении Министерства финансов Китая и банковской сферы.
· Из структуры НБК был выделен ряд специализированных государственных банков.
· Создается новая структура центрального банка Китая. Его главной задачей стало регулирование денежно-кредитной политики.
2. 1984 - 1992 г. - углубление реформ банковской системы Китая.
В сентябре 1985 г. 7-й пятилетний план экономического развития Китая определил основную задачу - кардинальную реформу банковской системы.
· Усиление роли народного банка Китая как центрального банка страны. Все операции кредитных организаций должны регулироваться НБК.
· Направление государственных специализированных банков на работу с государственными предприятиями, расширение кредитования ими этих предприятий, постепенное превращение их в коммерческие банки.
· Создание акционерных коммерческих банков.
3. с 1992 г. До сегодняшнего дня - совершенствование банковской системы Китая.
1992 г. был историческим для реформ экономической и финансовых систем страны. В октябре 1992 г. XIV съезд КПК конкретизировал ход реформ в стране. С этого момента реформа банковской системы стала стремительно развиваться.
Современное состояние
Банковская система КНР на сегодняшний день включает следующие составные компоненты: центральный банк - Народный банк Китая, 4 государственных коммерческих банка (Торгово-промышленный, Строительный, Банк Китая и Сельхозбанк), 12 акционерных коммерческих банков, 110 городских коммерческих банков, 4 сельских коммерческих банка, 3 "политических" банка (Государственный банк развития, Банк развития сельского хозяйства, Экспортно-импортный банк). Количество отделений и численность занятых в ведущих банках КНР отражены в табл.1. Кроме того, в банковскую систему входили 1094 городских и 38 153 сельских кредитных кооперативов, 147 отделений иностранных банк таюке ряд трастовых инвестиционных ("синьто тоуцзы"): и финансовых ("цайу") компаний
Таблица 1. Основные банки КНР
Наименование Количество отделений Численность занятых
Всего
Народный банк Китая
2 189
Торгово-промышленный банк 21 223 375 781
Сельхозбанк
Банк Китая
Строительный банк
14 585
Банк развития сельского хозяйства 2
275
Банк коммуникаций
Китайский экспортно-импортный банк 16 834
Банк развития Пудуна
329
Государственный банк развития 37
Промышленный банк Ситик 391 11 598
Гуанда
Основной контролирующий и определяющий денежно-кредитную политику страны банк — это Народный банк Китая (НБК). Согласно закона от 18 марта 1995 года Народный банк Китая получил статус Центробанка со всеми вытекающими последствиями. Ещё один орган, осуществляющий функции надзора за остальными банками — это Комитет по контролю за банковской деятельностью.
К политическим банкам относятся: Банк Развития Китая, Сельскохозяйственный банк развития Китая и Экспортно-импортный банк.
Такие кредитные учреждения как Банк Китая, Строительный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая образуют «большую четвёрку» государственных банков Китая.
Остальные кредитные организации можно отнести к третьему и четвёртому типам банковской системы. Главной задачей государственных банков на текущий момент является их реорганизация путём преобразования в акционерные общества с последующим размещением акций на рынке ценных бумаг.
Сочетание административно-командной системы и рыночной экономики в Китае находит своё отражение и в устройстве банковской сферы. Так Центробанк все наиболее значимые решения в области денежно-кредитной политики принимает только с одобрения Госсовета. Он беспрекословно подчиняется Госсовету, а председатель НБК имеет право, по предварительно поданному заявлению в Госсовет, единолично устанавливать процентные ставки и кроме него до последнего момента о принятии очередного решения никто не осведомлён за исключением пары человек из руководства НБК.
Подобные решения обоснованы текущими потребностями финансового рынка и отражают положение дел в различных секторах экономики и прежде всего в госсекторе. Такая политика руководства НБК способствовала в 1996 году облегчению кризисного положения госпредприятий путём снижения процентных ставок по кредитам. Правда, одновременно с этим уменьшились и прибыли госбанков.
В теории банки должны получать хорошую прибыль из-за значительной маржи между ставками по кредитам и вкладам, устанавливаемой государством, но на практике отсутствие стимулов для увеличения прибыли у предприятий госсектора приводит к быстрому росту дебиторской задолженности и ухудшению качества кредитных портфелей банков.
Это привело к необходимости создания НБК специального компенсационного фонда для оказания финансовой поддержки банкам, выдавшим кредиты госпредприятиям на льготных условиях. В скором времени планируется прекратить подобную практику выдачи льготных кредитов с целью предотвращения возможной дестабилизации.
Вот лишь некоторые из мер по борьбе с «не выгодными» кредитами: это создание общенациональной базы кредитных историй, совершенствование управления кредитными рисками и переход на международную систему классификации кредитов. Акционерные коммерческие банки подразделяются на общенациональные, национальные и региональные. Центробанк часто использует их в качестве «подопытных кроликов» для отработки нововведений в банковском деле.
Эти банки имеют большую прибыль по сравнению с государственными, так как их деятельность начиналась без большого портфеля неработающих активов. Возможно, государство в будущем станет сдерживать дальнейшее развитие коммерческих банков, чтобы ослабить их конкуренцию с банками «большой четвёрки». Однако современная статистика говорит об обратном, показывая уверенное продвижение вперёд банков такого типа в Китае.
В настоящее время минимальный объем уставного капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд юаней, для городского кооперативного банка — 100 млн юаней, для сельского кооперативного банка — 50 млн юаней. Уставный капитал должен быть фактически внесенным капиталом. Народный банк Китая может регулировать минимальный объем уставного капитала, но только в сторону увеличения вышеуказанных сумм.
Денежная единица Китая — Юань.
Всего Активы и обязательства по-прежнему
увеличивать повышать. По состоянию на конец 2012 года совокупные активы банковской
учреждения увеличился на RMB 20330000000000
юаней, или 17,9 процента от у-о-у основе
Юаней 133620000000000 юаней. Итого обязательства
составил юаней 124950000000000 юаней,
Рост у-о-у на 17,79 процента или увеличению
юаня 18870000000000 юаней с самого начала
2012 (Рисунок 2.1). В совокупности пять
крупные коммерческие банки (LCBS) приходится
44.93 процента от общего объема активов коммерческих банков,
Информация о работе История развитие банковской системы Китая