История развития инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:35, реферат

Краткое описание

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития инвестиций в России.docx

— 28.42 Кб (Скачать файл)

  В конце XIX — начале XX в. государственная  финансовая система находилась в  тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.

  Сильный удар по государственным финансам нанес  кризис 1900—1903 гг. Правительственная  казна была фактически опустошена попытками  спасти убыточные промышленные предприятия  и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный  долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство  пыталось сократить дефицит бюджета  за счет увеличения прямых и косвенных  налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные  займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи  по ним накануне первой мировой войны  достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.

Транспорт

  В отличие  от других отраслей народного хозяйства  транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891—1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

  По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности  превосходил флотилии других стран  и был хорошо оснащен. Собственный  морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.

  Крайне  незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые  перевозки. Автомобиль в то время  был предметом роскоши для  привилегированных сословий.

  В целом  для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая  политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических  отношений, используя опробованные в других странах методы подъема  экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

Реформы С. Ю. Витте

  Оказывал  значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского  капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал  научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

  При Витте значительно расширилось  вмешательство государства в  экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

  В целом  по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

  усиление  роли государства в экономике:

  — введение единых тарифов на железных дорогах;

  — государственное  регулирование внутренней и внешней  торговли через I систему налогов;

  — сосредоточение большей части железных дорог  в руках государства;

  — расширение государственного сектора в промышленности;

  — активизация  деятельности Госбанка;

  — введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

  — гибкое налоговое законодательство;

  — борьба с дефицитом бюджета;

  — укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела  золотой эквивалент рубля);

  — умеренный  протекционизм в отношении иностранных  инвесторов.

  Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение  крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения  рабочих. Программа Витте не нашла  должной поддержки в ближайшем  окружении паря.

  Несмотря  на далеко не полное осуществление  своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство  Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило  прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.

Информация о работе История развития инвестиций в России