Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:35, реферат
В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.
В конце XIX — начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.
Сильный
удар по государственным финансам нанес
кризис 1900—1903 гг. Правительственная
казна была фактически опустошена попытками
спасти убыточные промышленные предприятия
и поддержать разваливающуюся банковскую
систему. После русско-японской войны
1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный
долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство
пыталось сократить дефицит бюджета
за счет увеличения прямых и косвенных
налогов, сокращения расходов на экономические,
военные и культурные преобразования.
Крупные правительственные
Транспорт
В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891—1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.
По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.
Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.
В целом
для экономики России начала XX в.
характерно совпадение процессов индустриализации
и монополизации. Экономическая
политика правительства была нацелена
на ускоренное промышленное развитие
и имела протекционистский
Реформы С. Ю. Витте
Оказывал
значительное влияние на внутреннюю
и внешнюю политику русского правительства,
активно содействовал развитию российского
капитализма и пытался сочетать
этот процесс с укреплением
При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.
В целом
по инициативе Витте были осуществлены
крупные экономические
усиление роли государства в экономике:
— введение единых тарифов на железных дорогах;
— государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;
— сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;
— расширение государственного сектора в промышленности;
— активизация деятельности Госбанка;
— введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:
— гибкое налоговое законодательство;
— борьба с дефицитом бюджета;
— укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);
— умеренный
протекционизм в отношении
Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря.
Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.