Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:00, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященных исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализа экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики.
Итак, реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Показатель ВВП в базисных ценах может за год изменяться меньше или больше, чем ВВП в текущих ценах. Таким образом, для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен.
Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен
Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП и др.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг. ( в Кыргызской республике потребительская корзина включает 369 наименований товаров и услуг)3
Индекс цен производителей
(ИЦП) рассчитывается как стоимость
корзины товаров
Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года.
Как сообщает статистическое
ведомство КР, по предварительным
подсчётам ВВП нашей страны за
первые 4 месяца с начала года составляет
70 миллиардов 236,5 сомов. В процентном
соотношении к аналогичному периоду
прошлого года это составляет чуть
более 93%. Таким образом, за первый квартал
в Кыргызстане сохраняется
1.2 Валовой национальный продукт
Основным показателем, характеризующем экономическую деятельность общества и его благосостояние, является валовый национальный продукт.
Валовый национальный продукт (ВНП или )- это общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). Является главным показателем хозяйственной деятельности и экономической активности в стране.
С 1993 г., согласно новой Системе национальных счетов, Валовый национальный продукт переименован в валовой национальный доход (ВНД). Однако национальные статистики некоторых стран продолжают придерживаться прежней терминологии.
Чисто финансовые сделки подразделяются на три категории:
Таким образом к непроизводственным сделкам относятся:
Основанием для исключения из ВНП сумм продаж подержанных товаров является тот факт, что подобные продажи не отражают текущего производства и включают двойной счет.
Исключение двойного счёта
Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточная продукция.
Под конечными продуктами мы понимаем товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. Сделки, включающие промежуточные продукты, с другой стороны, относятся к покупкам товаров и услуг для дальнейшей обработки или переработки либо для перепродажи. В ВНП включаются продажи конечных продуктов, но из него исключаются продажи промежуточных продуктов. Почему? Потому что в стоимость конечных продуктов уже входят все имевшие место промежуточные сделки. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.
Поясним это утверждение на примере. Предположим, что процесс производства шерстяного костюма, до того как он попадет в руки конечного потребителя, включает пять стадий. Как показано в таблице, фирма А, овцеводческая ферма, поставляет предприятию по переработке шерсти, фирме Б, шерсть на сумму 60 дол. Заработанные фирмой А 60 дол. распределяются в виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли. Фирма Б обрабатывает шерсть и продает ее фирме В, производителю костюма, за 100 дол. Что фирма Б делает с этими 100 дол.? Как отмечалось, 60 дол. идет фирме А, а оставшиеся 40 дол. используются фирмой Б для выплаты заработной платы, рентных платежей, процента и для покупки ресурсов, необходимых для переработки шерсти. По такой же схеме осуществляются и все последующие сделки. Производитель продает костюм фирме Б, оптовому продавцу одежды, который в свою очередь продает его фирме Д, розничному торговцу, а затем, наконец, потребитель, являющийся конечным пользователем продукта, покупает костюм за 250 дол. На каждой стадии разница между тем, что фирма заплатила за продукт, и тем, что она получает от его продажи, выплачивается в виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей в обмен за ресурсы, используемые данной фирмой в процессе производства и обращения костюма.
Ключевой вопрос состоит в следующем: какую часть стоимости произведенного костюма следует учесть при определении ВНП. Ответ таков: только 250 дол., то есть стоимость конечного продукта. Если бы мы сложили стоимости всех промежуточных продуктов со стоимостью конечного продукта (в таблице 2 эта сумма равна 710 дол.) и включили бы полученный результат в показатель ВНП, то мы существенно завысили бы его объем. Налицо был бы двойной счет, то есть учет стоимости конечного продукта, а также стоимостей продаж и перепродаж его различных компонентов в многоступенчатом производственном процессе. Производство и продажа костюма привели к созданию стоимости не в 710 дол., а в 250 дол., которые отражают стоимость производства и доход.
Таблица 2. Добавленная стоимость при пятистадийном производственном процессе (гипотетические данные)
стадии производства |
продажная цена материалов или продукции($) |
добавленная стоимость ($) |
Фирма А, овцеводческая фирма Фирма Б, шерстепер-вающее пред-тие Фирма В, производитель костюмов Фирма Г, оптовый продавец одежды Фирма Д, розничный продавец одежды Общая стоимость продаж
Добавленная стоимость(общий доход) |
0 60 100 125 175 250
710 |
0-60=60 100-60=40 125-100=25 175-125=50 250-175=75 250 |
Номинальный и реальный ВНП
ВНП так же как ВВП – денежный показатель, поэтому их значение зависит от динамики цен, покупательной способности денежной единицы. Следовательно, увеличение или уменьшение уровня цен оказывает влияние на величину ВНП. Поэтому различают номинальный и реальный показатели. ВНП в номинальном значении измеряются в рыночных текущих ценах.
Номинальный ВНП – отражает
объем национального
Реальный ВНП – общая рыночная стоимость товаров и услуг, измеренная в постоянных ценах (ценах базисного года) или ВНП, величина которого скорректирована с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции). Реальный ВНП не увеличивается, когда растет инфляция.
Реальный ВНП= |
Номинальный ВНП |
Индекс цен |
Для определения величины объема производства надо знать уровень цен, который выражается в виде индекса. Наиболее распространены индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВНП.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (называемого рыночной корзиной) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Стоимость рыночной корзины в данном году
Индекс цен = ------------------------------
Цена аналогичной
рыночной корзины
в базовом году
Цена рыночной корзины в текущем периоде х100%
ИПЦ = Цена аналогичной рыночной корзины в базовом периоде
Например, стоимость рыночной корзины в 2005 г. составила 64 долл.; стоимость корзины в 2004 г. – 50 долл.
Индекс цен 2005 г. = 64/50х100%=128%.
Например в Кыргызской Республике за 2011г. повышение цен отмечено на все составляющие инфляции: пищевые продукты и безалкогольные напитки - на 3,5 процента, непродовольственные товары - на 9,2 процента, алкогольные напитки и табачные изделия - на 9,8 процента, услуги - 11,1 процента. Наиболее интенсивный прирост потребительских цен на 1,5 процента в среднем за месяц наблюдался в I полугодии, за исключением мая, когда зафиксировано снижение потребительских цен на 0,3 процента, и в ноябре-декабре - на 0,9 процента, соответственно. С июля по октябрь 2011г. цены снижались в среднем за месяц на 0,8 процента.4
Изменение общего уровня цен в стране показывает дефлятор ВНП, который можно считать общим индексом инфляции. Его определяют по формуле:
Дефлятор ВНП = ( Номинальный ВНП / Реальный ВНП) х 100%
Дефлятор ВНП отражает динамику цен не только потребительских товаров и услуг, но и цен на товары производственного назначения, покупаемые государством, и цен товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Поэтому дефлятор ВНП есть корректировка денежного (номинального) ВНП с учетом изменения цен.
Метод расчета ВНП.
ВНП = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первым доходам обычно относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов)
Для измерения Валового национального продукта используют три способа:
Полученные значения при расчете валового продукта любым из этих методов одинаковы. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в производстве.
При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.
Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:
ВНП = Y = C + I + G + NX,
где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).
I – валовые частные внутренние инвестиции. Это расходы на инвестиционные товары, к которым относят оборудование, станки, производственные здания, материально-технические запасы (при этом станки, оборудование, производственные здания называют капитальными товарами).
Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин « частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Чистые — идут на покупку нового оборудования. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:
Информация о работе Источники и движущие силы экономического роста