Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа
Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако. став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.
Тема 1. Рынок труда. Заработная плата.
Вопрос1. Рынок труда и особенности его функционирования.
Вопрос2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы.
Вопрос3. Понятие «безработица», виды и формы. Государственная регулирование безработицы.
Тема 2. Рынок природных ресурсов и их цена
Вопрос1 Рынок природных ресурсов и его специфические особенности.
Вопрос2. Экономическая рента и ее виды.
Вопрос3. Цена земли.
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент.
Вопрос1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала
Вопрос2. Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал
Тема 4. Рынок ценных бума
Вопрос1.. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа
Вопрос 2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг
Вопрос 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Тема 5 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение
Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование
Вопрос 2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода
Вопрос 3. Налоги. Функции налогов, виды, элементы налога. Кривая Лаффера
Вопрос 4. Государственный бюджет.
Вопрос 5.Доходы населения и уровень жизни.
Например, в результате роста денежной массы произошло увеличение совокупного спроса (AD1 —> AD2)., и краткосрочное равновесие установилось в точке В, где Y>Y*, а уровень цен остался неизменным. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства, по некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества свободных ресурсов и росте спроса на них увеличивается их цена, например, растет заработная плата. Это ведет к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С), и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска, но при более высоком уровне цен.
Долгосрочное равновесие устанавливается в точке С. Корректировка цен в ответ на колебания AD происходит постепенно, тогда как приспособление объема выпуска и занятости к новым условиям осуществляется гораздо быстрее. Эмпирические факты подтверждают, что, независимо от причин, вызвавших изменение совокупного спроса и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню потенциала, заданного имеющимся количеством факторов производства и технологией.
В условиях неполной занятости факторов рост совокупного спроса может длительное время стимулировать увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска. Дальнейшее увеличение совокупного спроса приведет к последствиям, описанным выше (рисунок 4)
Заметим, что в случае сокращения совокупного спроса (уменьшение предложения денег, падение государственных расходов, увеличение налогов и т.д.) кривая AD сдвигается влево, показывая снижение выпуска в краткосрочном периоде при относительной устойчивости цен. В дальнейшем корректировка цен в сторону понижения
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение
Вопрос1. Макроэкономическое регулирование
Макроэкономическое регулирование — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.
В отличие от частного регулирования, напр. регулирования деятельности естественных монополий, макроэкономическое регулирование обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка.
Как всякое регулирование, макроэкономическое регулирование предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида:
Соответственно в первом случае, обнаружив отклонение тех или иных макроэкономических показателей от намеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза и пр.), государство принимает меры для исправления ситуации. Напр., при спаде производства более глубоком, чем предполагалось, возможны следующие меры: снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечение иностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие варианты макроэкономического регулирования. Во втором случае можно установить, скажем, в перспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные меры для повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.).
В моделях экономической политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.
Среди основных инструментов макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики:
Главной целью макроэкономического регулирования является экономическая стабильность, устойчивость развития Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.
Наиболее распространен
среди официальных целей
Рис7. «Магический четырехугольник»
Рассмотрим цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран.
Стабильный экономический рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.
Стабильность цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.
Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.
Данные цели осуществляются
с помощью следующих инструмент
Одним из направлений государственного регулирования является фискальная политика.
Фискальная политика представляет собой совокупность всех мероприятий по регулированию расходов и доходов государства для достижения стабильного роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.
Фискальная политика предусматривает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности в решении различных социальных задач.
В зависимости от механизмов реагирования различают следующие виды фиксильной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую, или политику встроенных стабилизаторов). Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное изменение в области государственных расходов и налогообложении с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией, ускорения экономического роста.
Вопрос 2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода
Национальный доход – исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством).
Национальный доход складывается из:
Национальный доход - это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.
Национальный доход определяется по формулам:
НД = ВВП — амортизация, налоги и непроизводственные расходы
НД = ЧНП — чистые косвенные налоги на бизнес
С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты. Национальный доход представляет собой один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.
Существуют и другие предложения по расчету НД и ЧНД. За базу берут ВНП, произведенный на территории страны. Можно рассчитать и прямым подсчетом доходов резидентов, однако это трудоемкий процесс.
В макроэкономике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП (ВВП). К ним относятся: чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.
Уровень экономического развития общества и его благосостояния могут отражать различные показатели. Особое значение среди них, несомненно, принадлежит годовому показателю объема произведенной продукции, т.е. товаров и услуг. Для этого используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который определяется как общая, или совокупная, рыночная стоимость полного объема конечного производства товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за один год, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).
Следующим макроэкономическим показателем является валовой национальный продукт (ВНП) он определяется как - рыночная стоимость всего объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.
Помимо ВВП и ВНП существует ряд других важных показателей дохода и продукта. Показатель ВНП не дает точного представления об объеме продукции, произведенной за год, так как в него входят и амортизационные расходы, необходимые для возмещения потребленного капитала (изношенных машин и оборудования). Поэтому в экономике используется показатель чистого национального продукта (ЧНП), который определяется вычитанием из ВНП отчислений на потребленный капитал (амортизационные отчисления).
ЧНП = ВНП - амортизационный отчисления.
Национальный доход выплачивается производителями поставщикам факторов производства или ресурсов. Среди них главную роль играют трудовые ресурсы, за которые население получает доход в виде заработной платы. Другими составляющими НД являются доходы, получаемые в виде процентов за капитал, ренту и прибыль. Таким образом, с точки зрения населения, НД представляет собой совокупный доход, получаемый поставщиками ресурсов от участия в текущем производстве. Таким образом, чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, следует вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес.