Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:58, контрольная работа
Цель исследования. Выявить подходы к классификации качественных характеристик персонала и определить пути формирования современных квалифицированных кадров.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить роль персонала на предприятии;
- определить подходы к разработке классификаций качественных характеристик рабочей силы и дать оценку качества российского работника;
Введение
I. Человеческий фактор трудовой деятельности
1.1 Персонал, кадры, рабочая сила: общее и различия
1.2 Роль персонала в организации
II. Формирование качественных характеристик рабочей силы
2.1 Классификации качественных характеристик работника
2.2 Оценка качеств российского работника
2.2 Оценка качеств российского работника
Если мы наблюдаем людей при выполнении ими определенной работы, то мы можем говорить в основном об их образе поведения или достигнутых результатах и в меньшей мере о свойствах личности. Сложность заключается в том, что какой-либо образ поведения может стать результатом действия не проявленных свойств личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается систематичность оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть.
Указанные особенности применения личностных свойств в качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей.
По мнению ряда западных специалистов, главные черты нашего отечественного характера, мешающие сегодня развитию рыночных отношений и отрицательно воздействующие на дисциплину – это необязательность, отсутствие порядочности и деловой этики, неумение и нежелание работать, психологическая неготовность к самостоятельности, жадность до легких денег, паническая боязнь конкуренции, плюс полная экономическая безграмотность.[7]
Кроме того, к особенностям поведения работников следует отнести: неспособность принимать управленческие решения, имеющие стратегическое значение; неспособность нести ответственность; лень; отсутствие морально-этических норм; наличие в психике работников большого количества комплексов, искажений, затрудняющих и общение, и трудовую деятельность, и управление этими работниками.
По данным обследований ВЦИОМ, проведенного в 90-е годы, не менее 80% работников имели деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено многое из того, что имеет отношение к общественно полезному смыслу трудовой деятельности, развитию профессиональных качеств и пониманию необходимости интенсивно работать ради заработка. Суть трудовой мотивации у большинства работников сводится к желанию иметь гарантированную заработную плату при низкой интенсивности и низком качестве труда. Рассмотрим в таблице основные положительные и отрицательные качества российского работника.
Таблица Качество российского работника[8]
Положительные |
Отрицательные |
Бескорыстие – готовность отдать последнюю рубашку, как «Иванушка – дурачок» |
Воровство государственной и частной собственности, злоупотребление служебным положением, личное обогащение за счет фирмы |
Благодарность – на собранные деньги строились церкви, школы, памятники, |
Неблагодарность за оказанную помощь, консультации, к учителям, к старшим по возрасту, по должности |
Гостеприимство – умение встретить гостей, готовность истратить последние средства и запасы продуктов для приема гостей |
Пьянство на работе, в семье на отдыхе. Несоблюдение норм выпивки |
Доброжелательность – очень доброе отношение к людям |
Зависть к чужому дому, имуществу, участку, работе, должности, карьере |
Интернационализм – терпимое отношение к людям другой национальности на работе, в браке, общении |
Русский шовинизм – и национализм, пренебрежение к малым нациям |
Искренность – открытость эмоций и чувств к другим людям |
Подозрительность к иностранцам, незнакомым людям, новым технологиям и приемам труда |
Коллективизм – это сознание принадлежности к определенной социальной группе |
Индивидуализм – нежелание кооперироваться, ориентация на свой бизнес |
Покорность – готовность выполнять законы и инструкции администрации и даже терпеть притеснения |
Недисциплинированность, отсутствие уважения к правилам фирмы |
Неприхотливость к работе, пище, удобствам и условиям труда |
Барство – деление работ на «черную» и «белую», руководящую и исполнительскую |
Трудолюбие – природное качество русских |
Лень – нежелание стабильно работать, стремление иметь побольше «перекуров», возможность отложить работу на завтра |
Преданность Родине, предприятию, семье |
Предательство интересов Родины во время войн, увольнение с предприятия в погоне за «длинным рублем» |
Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам |
Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству |
Широта кругозора, умение видеть перспективу, стремление к новым знаниям |
Узость взглядов, нежелание видеть и работать на долгую перспективу, желание сиюминутных успехов |
Искаженное трудовое сознание (иждивенчество) |
Активизированное антикризисное сознание |
Наличие в психике элементов маниакально-дипрессивного синдрома |
Навыки автономной психокоррекции |
Неспособность принимать стратегически важные решения и нести ответственность |
Склонность к риску |
Зависимость от мнения окружающих |
Стремление к комфортному морально – психологическому климату в организации |
Пассивность, (нежелание действовать) |
Умение полагаться только на себя |
Преобладающая на предприятиях России скудость мотивации и неразвитость потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают работника трудноуправляемым, практически неподвластным стимулированию. Иждивенческий подход к труду породил консерватизм, нежелание воспринимать инновации нежелание повышать квалификацию и получать новые знания, а так же получать новую профессию. В бол
ьшей своей части такой работник претендует на спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии, похожее на старое место работы, желательно в государственном секторе. В меньшей части работник согласен на интенсивную работу с высокой оплатой.
Кроме названных работников на рынок труда выходит часть работников с богатой трудовой мотивацией, развитым профессионализмом и сохранившимися нравственными основами трудового сознания. Их слабость только в одном – в возрасте: как правило, им около или больше 50 лет. Если работодатель при подборе кадров опирается на формальные процедуры и рекомендации, то шансов найти работу и принести фирмам реальную пользу у этих людей очень мало.
Информация о работе Качественные характеристики рабочей силы и надежность персонала организации