Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 00:57, реферат
Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья
Введение…………………………………………………………………………..3
Категория «качество жизни»…………………………………………………….4
Оценка качества жизни…………………………………………………………..8
Выводы………………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………...12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Категория «качество жизни»…………………………………………………….4
Оценка качества жизни…………………………………………………………..8
Выводы………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Качество жизни
Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Качество жизни предполагает:
• чистую окружающую среду;
• личную и национальную безопасность;
• политические и экономические свободы;
• и другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.
Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников. Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.
1 Категория «качество жизни»
В середине 1950-х гг. в мировом обиходе появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.
Одними из первых к изучению качества жизни приступили американские ученые. По их мнению, качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности — достоинством, самоуважением, свободой и т.д. Исследованием данной проблемы занимались и советские ученые. Интересен тот факт, что, когда в 1991г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено первое социологическое исследование по проблеме качества жизни, выяснилось, что само это понятие в сознании людей не получило адекватного отражения. На первый план ими выдвигались материальные потребности, которым отдавалось предпочтение по сравнению с потребностями более высокого порядка. Это типично для общества, где высок удельный вес людей с низким уровнем материального достатка, и свидетельствует о том, что при достижении определенного приемлемого уровня жизни человек постепенно все большее внимание уделяет качественной ее составляющей.
Категория качества жизни является предметом дискуссии среди ученых.
Американский исследователь О.Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой [2, с. 102].
И. В. Бестужев-Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам.
В интерпретации И.О. Потаповой качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.
Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей1).
Качество жизни — это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.
Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей.
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.
Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:
В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает их в себя в качественном аспекте.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
По мнению Ю. Крупнова, включаемые в вышеперечисленные блоки индикаторы должны отвечать следующим требованиям:
Таким образом, можно сделать вывод, что качество жизни является более широким понятием и представляет собой степень развития и удовлетворения всего комплекса потребностей, необходимых для благополучия людей.
Рисунок 1 – Качество жизни населения по структурным элементам (по результатам исследований НИЭИ Минэкономики РБ)
Примечание – Источник: [1, с. 652, рисунок 6.10 ]
2 Оценка качества жизни
Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.
Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.
И, наконец, качество жизни, объединяя многие аспекты уровня жизни, делает в них акцент на качественную определенность. Так, говоря о питании как одной из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью рациона, следует также обратить внимание на такие качества питания, как регулярность, разнообразие и т.п. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.
Следует отметить, что некоторые ученые считают, что качество жизни вообще невозможно измерить: «У нас нет никаких систематических показателей, которые бы давали ответы на вопросы ... стало ли образование эффективней; наблюдаем ли мы расцвет искусства, музыки, литературы» [О. Тоффлер].
Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.
При этом возможны два подхода:
И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.
К таким сферам относятся: трудовая жизнь; сфера развития способностей людей; семейная жизнь; быт и поддержание здоровья; жизнь нетрудоспособных; досуг; окружающая среда; жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.
Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.
Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения
Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
Информация о работе Качество жизни: объективная и субъективная составляющие