Классические теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью данной работы является исследование основных теорий международной торговли.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности мировой торговли;
- изучение теоретических основ международной торговли;
- рассмотрение теорий международной торговли;
- характеристика структуры международной торговли;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………
5
2 кЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ… 19
2.1 Меркантилизм и теория абсолютных преимуществ А. Смита…… 19
2.2 Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо………………… 25
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

  Министерство  образования Республики Беларусь 

  Учреждение образования

  «Гомельский государственный университет

  имени Франциска Скорины» 

  Экономический факультет 
 
 
 

Кафедра экономических теорий 
 

     Классические теории международной торговли  
 

     Курсовая работа 
 
 
 
 
 

Исполнитель:                        

студентка группы МЭ-31                             _____________  Машуткина Н. Л. 
 

Научный руководитель:

ассистент                                                        _____________  Шалупаева Н. С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гомель 2010

     
     СОДЕРЖАНИЕ    
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………  
5
2 кЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ… 19
2.1 Меркантилизм и теория абсолютных преимуществ А. Смита…… 19
2.2 Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо………………… 25
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества.

       Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена.  

     В борьбе за свободу международной торговли, как и во многих других сторонах учения, физиократы были предшественниками А. Смита. Но А. Смит превосходит их широтой своих взглядов. Смит признает внешнюю торговлю выгодной саму по себе, лишь бы возникла она своевременно и развивалась самостоятельно. Поднявшись выше точки зрения физиократов, А. Смит все-таки не дает еще удовлетворительной теории. Д. Рикардо и его последователям, в особенности Стюарту Миллю, выпало на долю найти прочное научное основание для теории международной торговли. Излагая теорию Смита о деньгах, видно, какие доводы извлекает из нее Смит против теории торгового баланса.   А. Смит выясняет положительные стороны международной торговли, по его мнению, существует естественное распределение производства между различными странами, естественное и соответствующее их взаимным интересам.

     Необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала. Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации. Он отмечал: «При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды». Это преследование индивидуальной выгоды самым удивительным образом связано с общим благом всех. Стимулируя трудолюбие, вознаграждая изобретательность, утилизируя наиболее действенным образом все те силы, которые даёт нам природа, этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономичному разделению труда между разными нациями». При свободной торговле специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии трудовых затрат и затрат капитала.

     Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью данной работы является исследование основных теорий международной торговли.

       Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

     - раскрытие сущности мировой торговли;

     - изучение теоретических основ международной торговли;

     - рассмотрение теорий международной торговли;

     - характеристика структуры международной торговли;

     Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама международная торговля, а предметом - классические теории внешней торговли.

     В курсовой работе применяются следующие методы исследования: метод научной абстракции, анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод системного подхода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 
     

     Понятие, объекты и субъекты международной торговли 

     Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.       [1, с.197]

     Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

     Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

     Современной внешней торговле присущи следующие особенности:

     - небывалый размах международного товарного обмена под воздействием НТР и углубление его интернационализации. Так, только за 70 - 80-е гг. объем международной торговли возрос с 313,7 до 3 435 млрд. долларов, или почти в 11 раз. Рост объема международной торговли был вызван такими факторами, как коренная ломка структуры энергетического баланса развитых промышленных стран, увеличение потребления нефтепродуктов, возросший спрос на машинные средства труда в связи с индустриализацией сельского хозяйства, а также увеличение темпов промышленного, транспортного и энергетического строительства в развивающихся странах. Этому способствовало и расширение внешнеторгового обмена между промышленно развитыми странами, что в немалой степени связано с созданием региональных торгово-экономических блоков в результате процесса интеграции;

     - изменения в географическом распределении международной торговли, что проявляется в увеличении удельного веса развивающихся стран в международной торговле;

     - динамичность развития торговли;

     - изменение торговой структуры экспорта под воздействием НТР, которая ускорила объективный процесс международного разделения труда и вызвала рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами. В целом изменения в структуре товарного экспорта характеризуются тем, что в 90 - е гг. неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых составляет более 2/3 стоимости мирового товарооборота;

     - появление новых отраслей и производств, что вызвало растущую зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа;

     - установление под воздействием НТР глубоких и устойчивых технологических связей между предприятиями разных стран по выпуску изделий машиностроительной, химической, электротехнической и электронной промышленности;

     - ускорение объективного процесса международного разделения труда. Так, в настоящее время все более значительная часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой промежуточные продукты, а не конечные изделия.

     Таким образом, современная международная торговля постепенно утрачивает изначально присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции и все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.

     Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

3) он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);

4) решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например,  политика в государстве, эмбарго и т. п.);

5) расчеты осуществляются  в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах.

     В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт. [1, c.197-198]

     Экспорт – вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Различают экспорт  товаров, т.е. вывоз материальных благ, возмездное предоставление иностранному партнеру услуг производственного характера или потребительского назначения; экспорт капитала, т. е. вложение капитала за пределами данной страны (строительство и эксплуатация  соответствующих предприятий и объектов) с целью получения более высокой нормы прибыли. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта, т.к. выручка от экспорта основной источник средств для оплаты импорта. На практике экспортные и импортные операции  взаимосвязаны. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру, что находит отражение в таможенной и внешнеторговой статистике. В международной внешнеторговой практике разграничивают различные виды экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения. Обычным и наиболее массовым видом экспорта является вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране. Большое значение приобретает в современных условиях вывоз отечественных товаров, в особенности сырья или полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом.

     Особой разновидностью экспорта является реэкспорт. Реэкспорт – вывоз за границу товаров, ранее ввезенных и не переработанных в стране. Реэкспорт связан в основном с посредническими услугами. Зачастую он распространяется и на те товары, которые закуплены за границей и поставлены в страну-импортера без завоза  в страну-посредника. Это практикуется во избежание увеличения транспортных расходов и удлинения сроков поставки.

     К экспорту относятся также случаи временного вывоза за границу отечественных товаров (на выставки,  ярмарки, аукционы и т.д.) с последующим их возвратом или вывоза временно ввезенных иностранных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.). Особой сферой экспорта в настоящее время становятся внутрифирменные поставки, а также вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий, прежде всего в машиностроении.

Информация о работе Классические теории международной торговли