Коммерческие банки на рынке ценных бумаг: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Значение деятельности банков на рынке ценных бумаг велико как для деятельности каждого отдельного банка, так и для экономики в целом. Так, банки, осуществляя операции на рынке ценных бумаг, упрочняют свою позицию на рынке банковских услуг, расширяют свою доходную и клиентскую базу, повышают свою мобильность. Все это способствует формированию динамичной банковской системы, деятельность которой отличается много профильностью и вовлеченностью в деятельность реального сектора экономики. Кроме этого присутствие банков на рынке ценных бумаг повышает мобильность экономики в целом и увеличивает скорость перелива средств между отраслями.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммерческие банки на рынке ценных бумаг.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование банковской деятельности, имеет двойственную правовую природу.

С одной стороны, оно выражается в принятии органами государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности как совокупности банковских операций и сделок.

С другой стороны, она проявляется в реализации Банком России, как субъектом банковской системы, внутрисистемного регулирования от имени государства и в публичных интересах путем нормативного регулирования и принятия индивидуально-правовых актов в отношении конкретных кредитных организаций, а также осуществления банковского надзора.

Государственное воздействие на гражданско-правовые отношения в сфере банковской деятельности характеризуется следующими признаками:

1. Воздействие со стороны  государства на банковскую деятельность  носит характер регулирования;

2. Государственному регулированию  банковской деятельности объективно  присуща правовая форма. Оно осуществляется  с помощью нормативно - закрепленных  правовых средств регулирования, образующих правовой механизм  государственного регулирования банковской деятельности;

3. Государственное регулирование  банковской деятельности реализуется  посредством двух относительно  независимых, но взаимообуславливающих процессов:

- нормотворческой деятельности  органов государственной власти (внешнее банковское регулирование),

- нормотворческой и индивидуально - правовой деятельности Центрального  Банка Российской Федерации как  субъекта банковской системы  страны, обладающего закрепленной  законом независимостью от органов  государственной власти и дискреционными  полномочиями (усмотрением) в принятии  решений («внутрисистемное банковское  регулирование»).

Внутрисистемное регулирование осуществляется Центральным банком Российской Федерации на основании делегирования на основании закона Банку России, как органу, не входящему в систему органов исполнительной власти, прав осуществления государственного регулирования;

4. Объектом правового  регулирования выступает не только  правила осуществления банковских  операций, статусные характеристики  кредитных организаций, режимные  требования к банковской деятельности  и деятельность конкретных кредитных  организаций, но и параметры такого  уникального субъекта регулирования  как банковская система страны  в целом.

Вышеприведенные факторы позволяют рассматривать государственное регулирование банковской деятельности как уникальное правовое явление, специфическую систему правовых средств регулирования, не свойственную ни одной другой сфере общественных отношений, на которую осуществляется воздействие со стороны государства в той или иной форме.

Закон "О банках и банковской деятельности" гласит: Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В Законе «О Центральном банке РФ» закреплено: «Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Коммерческие банки на рынке ценных бумаг: проблемы и пути их решения.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что ст. 9 Закона "О банках и банковской деятельности" и ст. 56 Закона "О Центральном банке РФ" содержат один из основополагающих принципов, характеризующих положение кредитных организаций, - принцип свободы их деятельности.

Данный принцип является частным случаем более общего конституционного принципа «свободы предпринимательской деятельности» закрепленного в Конституции РФ.

Таким образом, установленный правовой режим банковской деятельности, сочетающий легализующий метод и гарантии независимости кредитных организаций от вмешательства органов государственной власти и Банка России в оперативную деятельность.

Это позволяет сделать вывод о том, что «управление, носящее административный характер и основанное на властеотношениях между субъектом регулирования и конкретным объектом (кредитной организацией) в государственном регулировании банковской деятельности осуществляется только в случаях, установленных законом и имеет незначительный удельный вес в общем объеме правовых средств, используемых в государственном регулировании банковской деятельности».

Государственное регулирование осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности. Для понимания целей и задач государственного регулирования банковской деятельности необходимо определить содержание публичного интереса в банковской деятельности как фактора, определяющего задачи и методы государственного регулирования.

Проблема соотношения частных и публичных начал в банковском праве в настоящий момент широко дискутируется.

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы государства выступает объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственных органов, призванных осуществлять регулирование в финансовой сфере. [17,C.11]

Можно выделить следующие характерные и объективно присущие особенности банков, которые определяют неустойчивость банковской системы в целом и отдельных банков, а также ее уязвимость к потенциально возможным финансовым кризисам:

Во-первых, это высокий уровень зависимости банков от клиентов и вкладчиков, обусловленный тем, что банки на финансовом рынке выступают в качестве финансовых посредников и, как правило, имеют активы, значительно превышающие собственный капитал.

Ресурсы банка, используемые как активы в процессе банковской деятельности, основываются на привлеченных денежных средствах, имеющих различный правовой статус, большинство из которых (денежные средства вкладчиков) могут быть изъяты в любой момент.

В случае коллективного изъятия денежных средств, принимающего лавинообразный характер в моменты финансовых кризисов, банк может столкнуться с проблемой недостаточности денежных средств. Ликвидность активов банков, как правило, является недостаточной для своевременного исполнения обязательств перед вкладчиками, что приводит к неплатежеспособности банка.

Во-вторых, отдельные банки, как элементы банковской системы страны, связаны тесными экономическими связями друг с другом. Это выражается прежде всего в наличии корреспондентских отношений между банками и наличии остатков денежных средств на корреспондентских счетах других банков, а также в наличии межбанковского рынка кредитов.

Как следствие этого, неплатежеспособность одного банка может привести к неплатежеспособности ряда других банков и, теоретически, к системному кризису в целом.

В-третьих, коммерческие банки создаются и осуществляют банковские операции с целью извлечения прибыли.

Неразвитость банковской системы, наличия нестабильных банков, несегментированность рынка банковских услуг, сильная конкуренция вынуждают руководство банков осуществлять инвестиционную деятельность в наиболее доходные сферы предпринимательской деятельности, которые зачастую сопровождаются наибольшим риском.

Таким образом, изменение в России политико-экономических условий в сочетании с множеством других факторов привели к децентрализации управления и контроля государством различных предпринимательских структур. Возникла необходимость создания альтернативной системы контроля за их деятельностью, которая взамен ушедшего в прошлое государственного и межведомственного контроля, могла бы действовать эффективно и, не нарушая независимости проверяемого субъекта, объективно оценивать достоверность его отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 22.04.96 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (с последующими изменениями и  дополнениями) 

2.  Базовый курс по рынку ценных бумаг: учебное пособие / О.В. Ломтатидзе, М.И. Львова, А.В. Болотин и др. – М.: КНОРУС, 2010г.

3. Лаврушин О.И. / Банковское дело: учеб. для вузов/Под ред. д.э.н., проф. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2009.

4. Центральный банк России / www.cbr.ru

 

 

 


Информация о работе Коммерческие банки на рынке ценных бумаг: проблемы и пути их решения