Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:47, контрольная работа
В настоящее время во многих развитых странах утвердилась характерная для эпохи научно-технической революции философия развития экономики. Ее краеугольный камень - решающая роль человека в деятельности фирм. Сегодня в мире с возрастающей мобильностью технологии и капитала, конкурентоспособность исключительно зависит от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.
Введение 3
Система показателей конкурентоспособности работника 5
Факторы повышения конкурентоспособности 8
3. Развитие человеческого капитала на рынок труда 11
4. Современный российский рынок труда и
необходимость его регулирования 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение
3. Развитие человеческого капитала на рынок труда 11
4. Современный российский рынок труда и
необходимость его регулирования 14
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из источников, определяющих темп экономического роста и потенциал национальной экономики, является количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Соотношение данных характеристик с ценой, установившейся на национальном и международном рынках труда, позволяет говорить о конкурентоспособности рабочей силы той или иной страны. При этом уровень конкурентоспособности работника на национальном и международном рынках труда при неизменном качестве его рабочей силы может сильно различаться, так как категория «конкурентоспособность» учитывает ценовой фактор формирования спроса на рынке труда. Таким образом понятие конкурентоспособности можно определить как соотношение качества рабочей силы к ее стоимости.
Безусловно, понятие качества рабочей
силы требует дополнительной расшифровки.
Можно выделить два основных подхода к
определению данного термина. Первый подход акцентирует свое внимание
на психо-физиологических и интеллектуальных
способностях работника, по сути определяющих
потенциал работника: здоровье, внешние
данные, стрессоустойчивость, творческие
способности, коммуникабельность и другое.
Другой подход выделяет в качестве основных
показателей качества рабочей силы профессионально-
Исходя из данного нами определения качества
рабочей силы, ее конкурентоспособность
можно оценить на макроуровне через демографические
характеристики трудовых ресурсов (половозрастная
структура, демографическая ситуация),
профессионально-квалификационн
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики и мирового финансового кризиса эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Рынок труда очень сильно изменился за последние два года, виной этому мировой финансовый кризис. Если раньше рынок труда в России стабильно рос вместе с экономикой, люди брали кредиты, покупали квартиры, машины, бытовую технику и спрос на специалистов значительно превышал предложения, то сейчас все иначе. По всей стране идет массовое сокращение персонала. У рынка труда России есть одна особенность, в отличие от Западных стран, которые так же переживают финансовый кризис. Традиционно Россия переживает кризис своими методами, пытаясь уйти от серьезных потрясений в социальной сфере.
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.
Конкурентоспособность работника - это способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение организационных целей. Конкурентоспособность работника определяется качеством рабочей силы, соответствующим рыночной потребности в функциональном качестве труда. Конкурентоспособность работника рассматривается как показатель «селекции» наемных работников по уровню их потенциальной и фактической эффективности труда и способности к профессиональному развитию. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения соответствия их человеческого капитала качеству труда.
Система показателей конкурентоспособности работника включает (рис. 1):
Рис. 1. Система показателей конкурентоспособности
работника
Конкурентоспособность персонала определяется конкурентоспособностью отдельных работников и их групп и в значительной мере зависит от механизма функционирования человеческого ресурса в производственно-коммерческом процессе. В процессе формирования и развития конкурентоспособности персонала проявляется единство экономических и социальных процессов: работодатель ориентируется на достижение своих целей (повышение конкурентоспособности организации, получение прибыли) путем наиболее полного использования конкурентных преимуществ наемных работников. А работники, в свою очередь, заинтересованы в повышении организационной конкурентоспособности в той степени, в какой они находят в ней возможность для повышения своей индивидуальной конкурентоспособности.
Конкурентоспособность персонала характеризует взаимосвязь трех групп переменных рынка труда:
Конкурентоспособность трудовых ресурсов - комплекс характеристик трудоспособного населения, определяющих успех его участия в социально-экономической деятельности той или иной территории. Конкурентоспособность трудовых ресурсов характеризуется выгодными отличиями совокупной рабочей силы по степени и по затратам удовлетворения рыночной потребности в труде территории (региона, страны).
Итак, конкурентоспособность на рынке труда характеризует свойство человеческого капитала, определяющее меру удовлетворения рыночной потребности в труде.
Конкурентоспособность на рынке труда - понятие относительное, поскольку рынок труда неоднороден и может быть структурирован на сегменты, различающиеся степенью рыночной потребности в функциональном качестве труда, уровнем уникальности качества рабочей силы, а также особенностями потребительского спроса на рабочую силу.
Различия в рыночной потребности в том или ином качестве труда обусловливают соответствующие виды конкурентоспособности персонала (работника): устойчивая конкурентоспособность, временная (полуустойчивая), неустойчивая.
В зависимости от уровня уникальности потребительной стоимости товара «рабочая сила» на рынке труда (ее функционального качества) конкурентоспособность персонала (работника) может быть трех видов: эксклюзивная, диверсификационная, селективная.
Различия в характере потребительского спроса на рабочую силу обусловливают четыре вида конкурентоспособности: явная, латентная, иррациональная, перспективная.
В зависимости от особенностей кадровой стратегии и кадровой политики можно выделить конкурентоспособность:
В зависимости от характера мобильности рабочей силы можно выделить внутриорганизационную и внешнюю конкурентоспособность персонала (работника), которые в зависимости от предмета конкурентоспособности могут быть трех видов: внутрипрофессиональная, межпрофессиональная и физическая.
Восприятие конкурентоспособности персонала как философии управления внутренним рынком труда означает, что работодателю необходимо периодически пересматривать свои целевые стратегические и тактические установки, разрабатывая соответствующие концепции поддержания конкурентных преимуществ человеческого ресурса, находящегося в его распоряжении.
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Данное понятие носит относительный характер, так как одна и та же фирма в рамках региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Существуют различные мнения об основных факторах формирующих конкурентоспособность. Например, одни выделяют такие факторы конкурентоспособности, как: качество и характер продукции, репутация (имидж), производственные мощности, инновационные возможности, финансовые ресурсы, обслуживание клиентов. А, например, по мнению М. Портера, на создание конкурентных преимуществ организации влияют: принадлежность организации к определенной отрасли, использование конкурентных стратегий, цепочка создания стоимости продукции (картина издержек, потенциальные источники дифференциации).
Очевидно, что за каждым фактором стоит деятельность человека. Так, качество продукции и издержки организации напрямую зависят от квалификации работников изготовивших товар. Финансовые ресурсы нуждаются в рациональном управлении, которое также осуществляется и зависит от квалификации персонала, ответственного за это управление. Инновационные возможности во многом определяются творческим потенциалом персонала организации, его способностью изобретать, совершенствовать деятельность.
Таким образом, конкурентоспособность организации напрямую зависит от степени квалификации персонала, участвующего в процессе удовлетворения потребности потребителя. При этом достижение конкурентоспособности - не самоцель, а обязательное условие обеспечения высокого качества жизни. Таким образом, сегодня практически все, и теоретики и практики, согласны с утверждением о том, что конкурентоспособный персонала один из важнейших факторов повышения эффективности организаций. Однако на практике систематически занимаются вопросами такого развития далеко не все отечественные фирмы. В качестве основных причин называют: позицию руководителей фирм - восприятие ими расходов на развитие как неэффективных производственных издержек, особенности налогообложения, высокий уровень текучести кадров, низкую долю оплаты труда в структуре затрат на производство продукции. Усугубляется данная ситуация ещё и тем, что вложения в развитие далеко не всегда трансформируются в рост эффективности. Известны случаи, когда эти усилия приводили к негативному результату.
Конкурентоспособность работника - это реальная и потенциальная его способность, личностные, деловые и профессиональные качества, выгодно отличающие его от других работников аналогичной специальности и позволяющие выдерживать конкуренцию на рынке труда.
Информация о работе Конкурентноспособность работника на рынке труда методы обеспечения