Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:29, реферат
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм – это совокупность экономических, организационных и правовых методов» обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе.
Введение
1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы
2. Возникновение монополии и ее виды
3. Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России
Заключение
Список использованной литературы
Монополии устанавливают
монопольные цены, состоящие из издержек
и монопольной прибыли. В структуре
монопольной прибыли можно
Монопольная цена устанавливается не произвольно, она зависит от содержания издержек и условий спроса. На рынке, где фирма обладает некоторой монопольной властью, цены всегда выше, чем на рынках совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т. е. проводят ценовую дискриминацию.
Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия [3, с.188]:
- продавец должен быть монополистом;
- продавец должен быть
в состоянии разделить
- невозможность перепродажи товара;
- обладание монопольной
властью, т. е. способностью
влиять на процессы
Различают три вида ценовой дискриминации:
- непреднамеренная, или совершенная, когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса;
- установление ценовых скидок;
- разделение покупателей
на отдельные группы и
Важное экономическое
последствие монополизма
Монополия – это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.
Ряд экономистов считают,
что отсутствие конкуренции и
желание монополиста полностью
использовать имеющееся оборудование
ослабляют стимулы к научно-
Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику [15, с.69].
Антимонопольное регулирование
– специфическая форма
3. Конкурентоспособность и монополистические тенденции в
экономике России
Тенденция к образованию
монополий выступает
На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма (П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм – объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции. Перед экономической наукой и практикой встает задача определения негативных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для развития конкуренции.
Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.
Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности [10, с.144].
Главным субъектом, формирующим
конкурентную среду и обеспечивающим
ее постоянное развитие в целях поддержания
конкурентоспособности своих
В этих условиях государство призвано постоянно решать две сложнейшие задачи[10, с.150]:
1) развитие конкуренции, создание и поддержание равных конкурентных возможностей для всех товаропроизводителей на внутреннем рынке;
2) поддержка национальных
производителей на внешнем
Для современной России практически важно определить оптимальную модель государственной конкурентной политики, которая исходила бы из национальных интересов и при этом учитывала бы мировые тенденции в развитии рыночного хозяйства.
Национальная
Под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.
С начала осуществления рыночных
реформ можно выявить две
Первая отражала усилия реформаторов по ускоренному разгосударствлению собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики [13, с.44].
Вторая тенденция была
по существу реакцией на первую. Привязанная
к реальной российской действительности
эта тенденция вела к возникновению
новых, непредвиденных реформаторами
экономических и
Произошла чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны, холдинги, при которой старая, организованная государством монополия, лишь «приспосабливается» к изменившимся условиям существования [13, с.45].
В условиях распада отечественной
обрабатывающей промышленности возрастает
значимость естественных монополий, успевших
«попасть» в частные руки, «работающих»
на повышение цен и способствующих
росту издержек производства в экономике
в целом. Весьма заметно усиливается
тенденция к локализации
Эффективное формирование нового
этапа в развитии конкурентных отношений
в России во многом определяется возможностями
выхода на конкретный рынок новых
или потенциальных конкурентов.
Эта возможность или ее отсутствие
зависит от наличия и степени
значимости различного рода препятствий
входу на рынок, т.е. наличия определенных
барьеров, в числе которых необходимо
выделить ограничение спроса (емкость
рынка); капитальные затраты или
объемы первоначальных инвестиций, необходимые
для входа на товарный рынок; эффект
масштаба производства; абсолютное превосходство
в уровне затрат; административные
барьеры; экономические и
В России разработаны и
приняты конкурентные законодательства,
реализация которых позволяет не
допускать неравенства в
Наличие конкурентной среды – фактор, мешающий свободному действию отдельно взятой фирме, но чрезвычайно важный для нормального развития рынка в целом и в первую очередь совокупности продавцов. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом [10, с.147].
Неравенство в конкуренции на внутреннем рынке России препятствует повышению уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
С развитием рыночных отношений
и формированием действительно
рыночной экономики Россия все более
вступает в жесткую конкурентную
борьбу во всех сферах современного производства.
После финансового кризиса
За последние годы Россия
продемонстрировала впечатляющие успехи
в макроэкономической политике. Судя
по сводкам официальной
В целом, динамика российского
делового климата представляется достаточно
благоприятной. Российский бизнес становится
более эффективным и активно
выходит на мировую арену, занимая
лидирующее положение в своих
отраслях. Растет рынок слияний и
поглощений, а значит, можно ожидать
активизации процессов
Россия стала более
привлекательной для
Ключевыми конкурентными преимуществами российской экономики остаются сохраняющийся производственный и научный потенциал; квалифицированные трудовые ресурсы; выгодные геоэкономическое и геополитическое положения (связь стран ЕС и АТЭС); наличие крупных источников природных ресурсов (энергоносителей, нефти, газа, металлов и т.п.) [11, с.61].
Необходимо учитывать
и факторы, снижающие
Одним из основных условий
конкурентоспособности
Основной вектор современной
конкуренции лежит в области
динамично меняющихся преимуществ,
основанных на научно-технических
Современный рынок России для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, нуждается в высокоразвитой и стабильной институциональной среде.
О конкурентоспособности российской экономики нельзя будет говорить до тех пор, пока в ней не будет представлен один из системообразующих рыночных институтов – конкуренция. Специфика этого института в том, что он весьма неустойчив и может легко смениться монополией или другой формой несовершенного рынка. Такое положение, в частности, характерно для тех секторов современной экономики, которые отличаются быстрой обновляемостью ассортимента продукции: новые изделия и услуги, как известно, в течение определенного времени занимают монопольное положение на рынке.
Информация о работе Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России