Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм – это совокупность экономических, организационных и правовых методов» обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе.

Содержание

Введение
1. Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы
2. Возникновение монополии и ее виды
3. Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

монополия и конкуренция.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Монополии устанавливают  монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. В структуре  монопольной прибыли можно выделить: среднюю прибыль, избыточную прибыль  и монополистическую сверхприбыль. Первую часть прибыли присваивается  всеми производителями в условиях конкуренции. Вторая представляет собой  разницу между общественными  и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Третья – специфическая  форма, когда в пользу монополии  через монопольную цену присваивается  часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.

Монопольная цена устанавливается  не произвольно, она зависит от содержания издержек и условий спроса. На рынке, где фирма обладает некоторой  монопольной властью, цены всегда выше, чем на рынках совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы  устанавливают разные цены для различных  покупателей, т. е. проводят ценовую  дискриминацию.

Для проведения ценовой дискриминации  необходимы следующие условия [3, с.188]:

- продавец должен быть  монополистом;

- продавец должен быть  в состоянии разделить покупателей  на группы;

- невозможность перепродажи  товара;

- обладание монопольной  властью, т. е. способностью  влиять на процессы производства, установления цен.

Различают три вида ценовой  дискриминации:

- непреднамеренная, или совершенная,  когда на единицу однородного  товара устанавливается цена, равная  цене спроса;

- установление ценовых  скидок;

- разделение покупателей  на отдельные группы и установление  соответствующих цен.

Важное экономическое  последствие монополизма состоит  в том, что монополист считает  более выгодным продавать меньший  объем продукции по более высоким  ценам. Это означает, что монополия  использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.

Монополия – это, как правило, крупная фирма, поэтому она может  добиться низких издержек благодаря  положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей  степени стремится внедрять новые  технологии, чем предприниматель  в условиях конкуренции. Поэтому  его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что  монополия осуществляет затраты  на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.

Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и  желание монополиста полностью  использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные  исследования, внедрять достижения науки  и техники.

Негативные последствия  монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции  и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику [15, с.69].

Антимонопольное регулирование  – специфическая форма государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с  целью повышения эффективности  экономики. Его можно определить и как реализацию государством комплекса  экономических, законодательных и  административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации  рынка и злоупотребления монопольной  властью со стороны хозяйствующих  субъектов.

 

3. Конкурентоспособность  и монополистические тенденции  в

экономике России

 

Тенденция к образованию  монополий выступает закономерным следствием конкурентной борьбы в условиях рыночных отношений. На рубеже Х1Х-ХХ вв. впервые в наиболее острой форме  обнаружились проблемы, связанные с  процессом всеобщего перехода от экономики свободной конкуренции  к преимущественно монополистической  экономике.

На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма (П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм – объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции. Перед экономической наукой и практикой встает задача определения негативных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для развития конкуренции.

Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды  определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.

Под конкурентной средой следует  понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности  для всех участников рыночных отношений  в их хозяйственной деятельности [10, с.144].

Главным субъектом, формирующим  конкурентную среду и обеспечивающим ее постоянное развитие в целях поддержания  конкурентоспособности своих товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в условиях рыночных отношений вообще, а в переходной экономике в особенности, выступает государство.

В этих условиях государство  призвано постоянно решать две сложнейшие задачи[10, с.150]:

1) развитие конкуренции,  создание и поддержание равных  конкурентных возможностей для  всех товаропроизводителей на  внутреннем рынке;

2) поддержка национальных  производителей на внешнем рынке.

Для современной России практически  важно определить оптимальную модель государственной конкурентной политики, которая исходила бы из национальных интересов и при этом учитывала  бы мировые тенденции в развитии рыночного хозяйства.

Национальная конкурентоспособность  – понятие многогранное, складывающееся из целого ряда составных частей, которые, дополняя друг друга, обеспечивают устойчивый экономический рост и повышение  благосостояния населения страны в  условиях глобализации, относительно свободной международной торговли, открытых финансовых рынков. Вместе с  тем существует понимание того, что  национальная конкурентоспособность  напрямую зависит от конкурентоспособности  отдельных секторов экономики, а  та, в свою очередь, от конкурентоспособности  предприятий, работающих в этих секторах, и, в конечном счете, от конкурентоспособности  тех товаров и услуг, которые  эти предприятия производят [11, с.58].

Под конкурентоспособностью следует понимать количественную и  качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка  показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.

С начала осуществления рыночных реформ можно выявить две взаимодействующие  тенденции, определившие особенности  формирования конкурентной среды в  России.

Первая отражала усилия реформаторов по ускоренному разгосударствлению собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики [13, с.44].

Вторая тенденция была по существу реакцией на первую. Привязанная  к реальной российской действительности эта тенденция вела к возникновению  новых, непредвиденных реформаторами  экономических и организационно-правовых форм крупного производства, новых  монопольных объединений и своеобразных механизмов реализации их экономических  интересов.

Произошла чисто внешняя  трансформация бывших отраслевых министерств  в концерны, холдинги, при которой старая, организованная государством монополия, лишь «приспосабливается» к изменившимся условиям существования [13, с.45].

В условиях распада отечественной  обрабатывающей промышленности возрастает значимость естественных монополий, успевших «попасть» в частные руки, «работающих» на повышение цен и способствующих росту издержек производства в экономике  в целом. Весьма заметно усиливается  тенденция к локализации рынков, распада национального рынка  на множество локальных. Эта тенденция  усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры. Можно сказать, что  по истечении более 10 лет конкурентная политика в России переходит от этапа  противоречивого становления к  новому этапу – защиты конкуренции  и развития конкурентной среды.

Эффективное формирование нового этапа в развитии конкурентных отношений  в России во многом определяется возможностями  выхода на конкретный рынок новых  или потенциальных конкурентов. Эта возможность или ее отсутствие зависит от наличия и степени  значимости различного рода препятствий  входу на рынок, т.е. наличия определенных барьеров, в числе которых необходимо выделить ограничение спроса (емкость  рынка); капитальные затраты или  объемы первоначальных инвестиций, необходимые  для входа на товарный рынок; эффект масштаба производства; абсолютное превосходство  в уровне затрат; административные барьеры; экономические и организационные  ограничения; вмешательства неправового характера в процессе производства и свободного перемещения товаров и др.

В России разработаны и  приняты конкурентные законодательства, реализация которых позволяет не допускать неравенства в конкуренции. Установленные американскими экспертами проявления неравенства в конкуренции  – типичная для России ситуация нарушения законов и безнаказанность  за эти нарушения.

Наличие конкурентной среды  – фактор, мешающий свободному действию отдельно взятой фирме, но чрезвычайно  важный для нормального развития рынка в целом и в первую очередь совокупности продавцов. Чем  ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом [10, с.147].

Неравенство в конкуренции  на внутреннем рынке России препятствует повышению уровня ее конкурентоспособности  на мировом рынке товаров и  услуг.

С развитием рыночных отношений  и формированием действительно  рыночной экономики Россия все более  вступает в жесткую конкурентную борьбу во всех сферах современного производства. После финансового кризиса августа 1998 г. и резкого подорожания доллара  для российских товаропроизводителей сложились благоприятные условия  в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками аналогичной продукции.

За последние годы Россия продемонстрировала впечатляющие успехи в макроэкономической политике. Судя по сводкам официальной статистики, страна переживает один из самых благополучных  периодов в нашей новейшей истории. Рост доходов от экспорта обеспечивает поддержание спроса на внутреннем рынке  и общего экономического роста. ВВП страны устойчиво растет на протяжении последних восьми лет. Эту картину дополняет бурный приток иностранных инвестиций, обозначившийся в последние годы.

В целом, динамика российского  делового климата представляется достаточно благоприятной. Российский бизнес становится более эффективным и активно  выходит на мировую арену, занимая  лидирующее положение в своих  отраслях. Растет рынок слияний и  поглощений, а значит, можно ожидать  активизации процессов структурной  перестройки экономики и прихода  более эффективных собственников. Укрепляется банковский сектор, выполняющий  значимую роль в финансировании проектов российского бизнеса.

Россия стала более  привлекательной для иностранных  портфельных инвесторов, увеличились  прямые иностранные инвестиции, российский бизнес начал активную зарубежную экспансию.

Ключевыми конкурентными  преимуществами российской экономики  остаются сохраняющийся производственный и научный потенциал; квалифицированные  трудовые ресурсы; выгодные геоэкономическое и геополитическое положения (связь стран ЕС и АТЭС); наличие крупных источников природных ресурсов (энергоносителей, нефти, газа, металлов и т.п.) [11, с.61].

Необходимо учитывать  и факторы, снижающие конкурентоспособность  российской экономики: недостаточный  внутренний совокупный спрос; экспорт  сырья, энергоносителей, продукции  с низкой степенью добавленной стоимости: низкий уровень инвестиций при «бегстве капитала»; выравнивание внутренних цен  на ресурсы с мировыми ценами: рост капиталоемкости в промышленности, включая и сырьевые секторы; рост потребления многих видов ресурсов в промышленности; ухудшение ситуации с разведкой и разработкой качественных месторождений сырьевых ресурсов.

Одним из основных условий  конкурентоспособности национальной экономики являются институциональные  стимулы развития. Под этим понимаются формальные и неформальные законы и  правила игры, отношения, которые  устанавливаются в процессе определения  и защиты прав собственности, государственного регулирования. Многие исследователи  конкурентоспособности убеждены, что  в современных условиях нации  конкурируют в основном в выборе альтернативных институтов или стратегий  для стимулирования более быстрого экономического роста и повышения  жизненного уровня населения.

Основной вектор современной  конкуренции лежит в области  динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях  и инновациях. Новые технологии и  обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и  отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют  требованиям мировых рынков, при  одновременном повышении реальных доходов населения.

Современный рынок России для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность  национальной экономики, нуждается  в высокоразвитой и стабильной институциональной  среде.

О конкурентоспособности  российской экономики нельзя будет  говорить до тех пор, пока в ней  не будет представлен один из системообразующих рыночных институтов – конкуренция. Специфика этого института в том, что он весьма неустойчив и может легко смениться монополией или другой формой несовершенного рынка. Такое положение, в частности, характерно для тех секторов современной экономики, которые отличаются быстрой обновляемостью ассортимента продукции: новые изделия и услуги, как известно, в течение определенного времени занимают монопольное положение на рынке.

Информация о работе Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России