Конкурентоспособность на примере ООО "КвоиТ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования выступает ООО КЗ "КВОиТ".
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Целями данной работы является:
1) оценка конкурентоспособности ООО КЗ "КВОиТ";
2) разработка мероприятий по повышению его конкурентоспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota11111111111-1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Функционирование  предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной  цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный  фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

 

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства;

2) ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого  распределения;

3) ее следствием  может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

 

Контроль за конкурентами, при грамотном подходе  и быстрых и правильных действиях  со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические  запросы потребителя раньше и лучше других.

Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в  будущем стратегически точно  сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это  будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность - сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей.

 

Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что все предприятия  и организации в большей или  меньшей степени сталкиваются с  такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Объектом исследования выступает ООО КЗ "КВОиТ".

Предметом исследования является  конкурентоспособность предприятия.

Целями данной работы является:

1) оценка конкурентоспособности  ООО КЗ "КВОиТ";

2) разработка  мероприятий по повышению его  конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  теоретические аспекты конкурентоспособности

1.1 Понятие  и сущность конкурентоспособности

 

С середины 70-х годов понятие  конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке хозяйственных позиций России. В  условиях жесткой конкуренции с  импортными товарами предприятиям необходимо осваивать методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать показателем экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для существования и развития отечественных предприятий.

 

     Необходимо  отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей  и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность  товара может рассматриваться как  степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований» [24].

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия».

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным.

Можно выделить следующие  основные отличия между понятиями  конкурентоспособности товара и  предприятия:

1) Оценка конкурентоспособности  товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и т.д.);

2) Признание  конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется  на рынке. В то же время  в отличие от оценки конкурентоспособности  товара оценку конкурентоспособности  предприятия дает не только  потребитель, но и сам производитель.  Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

3) Товар и  предприятие имеют разные временные  периоды своего жизненного цикла.  Если предметом исследования  является текущая оценка конкурентоспособности,  то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия.

   С учетом  всего вышеперечисленного можно  сформулировать следующее определение:  конкурентоспособность предприятия  – это комплексная характеристика  предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

 

 

 

1.2 Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия

 

Под внешней  средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

 

Угрозы и  возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент.

1) Экономические  факторы. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы.

2) Политические  факторы. Политическая составляющая  внешней среды должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление  о намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

3) Рыночные факторы.  Изменчивая рыночная внешняя  среда представляет собой область  постоянного рыночного беспокойства  для организации. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли

4) Технологические  факторы. Анализ технологии позволяет  своевременно обнаружить те возможности,  которые развитие науки и техники  открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

5) Международные  факторы. Большинство крупных  фирм и тысячи мелких компаний  действуют на международном рынке.  Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.

6) Факторы конкуренции.  Изучение конкурентов, т.е. тех,  с кем организации приходится  бороться за ресурсы, которые  она стремится получить из  внешней среды, чтобы обеспечить  свое существование, занимает  особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

7)Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движения в защиту интересов потребителей. Часто именно социальный фактор создает самые крупные проблемы для организации.

 

 

 

 

 

1.3 Методы  оценки конкурентоспособности предприятия

 

Оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

Такая оценка должна содержать следующие показатели:

  1. потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
  2. ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость;
  3. набор рынков или их сегментов для каждого продукта;
  4. потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
  5. перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;
  6. создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции, чёткое выполнение обязательств по сделкам.

Результаты  исследования берутся за основу при  разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В данной работе рассмотрим такие методы оценки конкурентоспособности (КСП) , которые реализуются через  экспертные оценки на основе следующих  моделей:

  • Анализ КСП на основе модели "4Р"
  • Анализ КСП на основе модели М. Портера (модель пяти сил конкуренции)

Для практического  применения и простоты анализа КСП  по каждой модели используется качественная пяти или десяти бальная шкала, в  которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.

Опишим подробнее  каждую из моделей.

1) Модель "4Р"  – это тактическая маркетинговая  схема, представляющая собой набор  переменных маркетинговых факторов, поддающихся контролю, используя  которые в совокупности, компания  достигает максимальной эффективности на рынке.

 

Модель "4Р", называемая также комплексом маркетинга, включает в себя следующие переменные: Товар (Product) – то, что компания предлагает потребителю на рынке. Это могут  быть также и услуги. Цена (Price) –  сумма, которую потребитель обязан заплатить для получения услуги или товара. Место (Place), или каналы распределения – вся деятельность, обеспечивающая доступность товара для потребителей, т.е. организация доставки товара, реализация товара в определенных местах и прочее. Продвижение (Promotion) – любая деятельность, направленная на информирование потенциальных потребителей о услуге или товаре, распространение сведений об их достоинствах и убеждение в необходимости совершения покупки. Перечисленные маркетинговые инструменты, являющиеся элементами, образующими  Модель "4Р", образуют основу, но, по мнению некоторых маркетологов, не являются достаточными для современного социально-ориентированного маркетинга. Однако необходимо отметить, что только эти элементы маркетолог может контролировать полностью. Кроме того, порядок элементов  Модель "4Р" соответствует последовательности реализации основных функций маркетинга. Отдельные исследователи предлагают дополнить Модель "4Р" новыми элементами, для соблюдения общей гармонии также начинающимися на английскую букву «Р»: упаковка (package), покупка (purchase), персонал (personnel), окружающая среда (physical surround), прибыль (profit), связи с общественностью (public relations, publicity). Для сферы услуг дополнительные три элемента, расширяющие  Концепция «4Р», таковы: уже упомянутый персонал, процесс (process) и так называемое «вещественное доказательство» оказанной услуги (physical evidence).

Информация о работе Конкурентоспособность на примере ООО "КвоиТ"