Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.
Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.
Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ:
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…………………..5
1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе …………..8
1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия……………………12
ГЛАВА 2. аспекты формирования стратегий повышения конкурентоспособности:
Виды стратегий………………………………………………………………18
Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия…………………………………………22
ГЛАВА 3. Реализация конкурентных стратегий:
3.1 Подходы к реализации конкурентных стратегий…………………………31
3.2 Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 138.75 Кб (Скачать файл)

4. Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям: оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости для организации; сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей. Система оценки, ее критерии является важнейшим компонентом самой программы стратегии предприятия.

В ходе исследования принципов и методов конкурентоспособности предприятий на современном этапе, автором были получены следующие основные результаты:

  • Рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.
  • Изучены принципы формирования стратегий конкурентности современных предприятий.
  • Проанализированы подходы к реализации конкурентных стратегий, процессам реализации и оценке его результатов.

На основании проведенного исследования можно заключить, что обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия, а уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.

 

 

Библиография

 

  1. Закон «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1;

  1. Веснин В.Р., Основы менеджмента. - М.: ИМП, 2006.
  2. Джон Ф. Литл, Чего же хотят потребители. - Рн/Д.: Феникс, 2005
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс,
  4. Котлер Ф. Управление маркетингом. Учебн. пособие. - М.
  5. Маркова В.Д., Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика,
  6. Маслова Т. Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер,
  7. Румянцева З. П., Саломатина Н.А., Менеджмент организации. Учебное пособие. - М.: Инфра-М,
  8. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2009.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица 1

Типовые операции и процедуры принятия управленческого решения в области стратегического планирования

Операции

Процедуры

 Подготовка к работе

Анализ уровня плановой работы

Выявление проблемы

 Определение круга задач  по планированию

 Формирование группы для  выполнения плановых работ

 Обучение кадров

 Издание документа (программы, приказа, распоряжения) по выполнению  работы

Выявление проблемы повышения конкурентоспособности товара и формирование целей

 Исследование рынка и определение  степени удовлетворения потребностей  в данном товаре

Определение тенденций развития технико-экономического уровня товара и производства

на 3—5 (10) лет

Оценка негативного влияния проблемы на окружающую среду и экономику

Выявление факторов макро- и микросреды, влияющих на конкурентоспособность товара

Сегментация рынка

Структуризация проблемы

Построение дерева показателей конкурентоспособности нового товара

Определение ресурсных возможностей фирмы

Поиск информации

Установление требований к информации

Установление источников информации

Определение каналов получения информации

Оформление доступа к информации

Определение перечня и видов информации

Первичная идентификация информации

 Сбор и кодирование информации

Обработка информации

 Проверка полноты информации

Проверка достоверности информации

Группировка информации

Сравнение полученной информации с имеющейся

 Качественный анализ информации Селекция и фильтрация информации

Выявление возможности ресурсного обеспечения

Анализ условий реализации целей

Прогнозирование потребностей в различных видах

ресурсов

Прогнозирование организационно-технического развития изготовителя и потребителя товара

 Выявление необходимой координаторской деятельности органов управления

 Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

Ранжирование

 Построение дерева конечных  целей

Определение научной новизны и практической ценности реализации целей

Формирование и согласование нормативов улучшения экологических, эргономических и технико-экономических показателей нового товара

Определение ресурсоемкости товара и ее оптимизация с использованием метода функционально-стоимостного анализа (ФСА)

Определение приоритетов и очередности реализации целей

 Упорядочение целей по уровням  иерархии

Разработка организационного проекта обеспечения дерева целей

Формулирование плановых заданий

Уточнение состава исполнителей и соисполнителей заданий

Формулирование заданий конкретным исполнителям

Оптимизация сроков выполнения заданий

 Построение оперограммы выполнения  заданий

Оформление плановых документов

Выбор формы планового документа (программа, техническое задание, план и т.п.)

Выполнение дополнительных расчетов, их технико-экономическое обоснование

Оформление проекта планового документа, его согласование и утверждение

Тиражирование и доведение планового документа

до исполнителя

Реализация решений

Издание приказа (распоряжения) об исполнении планового документа и доведение его до исполнителя

 Организация выполнения плановых  заданий Учет и контроль выполнения плановых заданий

Мотивация выполнения плановых заданий качественно и точно в срок

Организация регулирования (обратной связи) плановых задании по требованиям потребителей или новинкам НТП в данной области


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Рисунок 1 - Матрица МакКинси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

  Такая оценка должна содержать  следующие показатели:

1.  потребность в капиталовложениях  фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным  видам продукции и конкретным  рынкам;

2.  ассортимент конкурентоспособной  продукции, её объёмы и стоимость;

3.  набор рынков или их сегментов  для каждого продукта;

4.  потребность в средствах на  формирование спроса и стимулирование  сбыта;

5.  перечень мер и приёмов, которыми  предприятие может обеспечить  себе преимущество на рынке;

6.  создание благоприятного представления  о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и  надёжной продукции, постоянное  обновление продукции, чёткое выполнение  обязательств по сделкам .

  Результаты исследования берутся  за основу при разработке стратегии  предприятия, её технической, ассортиментной  и сбытовой политики.

  В настоящей работе предлагается  интегрированный подход для оценки  конкурентоспособности организаций (КСП) с различных точек зрения, что обеспечивает минимизацию  влияния субъективизма. Подход реализуется  через экспертную оценку на  основе следующих концепций:

· Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия

·  Анализ КСП на основе концепции "4Р"

· Анализ КСП на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)

 

Для практического применения и простоты анализа КСП по каждой концепции используется качественная пяти или десяти бальная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.

Таблица

Факторы конкурентоспособности предприятия

Рейтинг, баллы

Предприятие

К1

К2

К3

"1Р" - продукт

Качество

3

2

2

3

Технические параметры

4

2

2

4

Срок службы, Гарантийный срок

2

2

2

3

Безопасность

2

2

2

3

Уровень сервиса

4

2

2

4

"2Р" - цена

Уровень цен

3

2

2

3

Условия оплаты

4

2

2

4

Условия кредита

2

2

2

3

Виды скидок

2

2

2

3

Процент скидки

3

2

2

3

"3Р" - каналы сбыта

Степень охвата рынка

3

2

2

3

Регионы сбыта

4

2

2

4

Интенсивность каналов сбыта

2

2

2

3

Управление запасами

2

2

2

3

"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые  коммуникации)

Каналы рекламы

3

2

2

3

Адресная работа с промышленным покупателем

4

2

2

4

Бюджет рекламы

2

2

2

3

Паблик релейшнз

2

2

2

3

Сумма значений рейтингов

54

38

38

62

Нормированный индекс рейтинга КСП

54%

38%

38%

62%


 

 

Оценка конкурентоспособности компании «Сибирский гурман».

  Сегодня ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» является одним из крупнейших производителей замороженных полуфабрикатов и имеет лидирующие позиции по продажам на рынках Урала, Западной и Восточной Сибири. В Сибирском федеральном округе Компания является безусловным лидером и занимает здесь 31% рынка пельменей. По данным компании GFK «Сибирский Гурман» занимает второе место на российском рынке пельменей, объем которого в 2011 году составил около 900 тыс. тонн ($1000-1050 млн.).

  Ключевой принцип Компании - выпуск качественной продукции. Для его соблюдения в Компании реализуется Политика Управления Качеством.

 

  Для оценки КСП компании «Сибирский  Гурман» возьмем еще двух участников  отрасли производства и реализации  замороженных полуфабрикатов:

  1.  Конкурент федерального уровня  – компания «Мириталь» - один  из крупнейших производитель  и игроков рынка в Европейской  части России.

  2.  Конкурент регионального уровня  – компания «Алекон» - производитель  г. Новосибирска, имеющий пересекающуюся  дистрибьюцию продукции с компанией  «Сибирский Гурман», и основной  конкурент в г. Новосибирске.

  Воспользуемся для анализа стандартной  системой экспертных оценок –  шакала от 1 до 5, при условии «5» - наиболее высокая оценка, высокий  уровень развития параметра, «1» - минимальная оценка, низкий уровень  развития параметра.

  Воспользуемся методикой расчета  комплексного и интегрального  показателей качества. Используя  имеющиеся экспертные данные  оценок каждого из установленных  параметров, занесем результаты  экспертных оценок, весовые коэффициенты  всех параметров и расчеты  показателей качества в таблицу.

 

ТАБЛИЦА

Оценка конкурентоспособности компании «Сибирский гурман»

Параметры оценки

Предприятия

 

 

 

 

Сибирский Гурман

Мириталь

Алекон

Весовой коэффициент

"1Р" - продукт

 

 

Качество

5

4

4

0,15

Ассортимент

5

5

4

0,12

Сроки хранения продукта

4

4

4

0,03

Уровень сервиса

4

4

5

0,04

"2Р" - цена

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень цен

5

5

3

0,11

Условия оплаты

4

4

3

0,03

Виды скидок

5

5

5

0,02

Процент скидки

4

5

5

0,04

"3Р" - каналы сбыта

 

 

Степень охвата рынка

4

4

3

0,10

Регионы сбыта

5

5

3

0,10

Интенсивность каналов сбыта

3

3

4

0,08

"4Р" - продвижение на рынке 

 

 

Каналы рекламы

4

3

2

0,03

Бюджет трейд-маркетинга

3

4

4

0,05

Бюджет рекламы

4

3

2

0,10

Сумма значений рейтингов

59

58

51

1

Комплексный показатель качества

4,37

4,18

3,50

 

 

Средняя отпускная цена на продукцию

93

87

98

 

 

Интегральный показатель качества

0,047

0,048

0,036

 

 

 

Таким образом, результаты оценки конкурентоспособности показали практически равное преимущество по качеству двух производителей – Сибирский Гурман и Мириталь над производителем регионального уровня – компания Алекон.

 

 

 

 


 



Информация о работе Конкурентоспособность предприятия