Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:52, контрольная работа
Макроэкономика — это часть экономической теории, изучающая экономику в целом. Вопросы, относящиеся к экономике в целом, в той или иной степени затрагивают интересы каждого из нас. Это и анализ колебаний экономической конъюнктуры и уровня реального национального дохода, и изучение проблем занятости, безработицы и инфляции, изменений валютного курса и платежного баланса и, конечно, — анализ и концептуальное обоснование государственной экономической политики. Причем в курсе макроэкономики все макроэкономические проблемы рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Предмет макроэкономики
Макроэкономика — это часть экономической теории, изучающая экономику в целом. Вопросы, относящиеся к экономике в целом, в той или иной степени затрагивают интересы каждого из нас. Это и анализ колебаний экономической конъюнктуры и уровня реального национального дохода, и изучение проблем занятости, безработицы и инфляции, изменений валютного курса и платежного баланса и, конечно, — анализ и концептуальное обоснование государственной экономической политики. Причем в курсе макроэкономики все макроэкономические проблемы рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Кейнс в свое
время выделил следующие
В современной макроэкономике можно выделить следующие основные разделы:
Кроме того, макроэкономикой изучаются некоторые вопросы, имеющие микроэкономический характер, но служащие основой для формирования макроэкономических концепций. К ним относятся, в частности, теория потребления и теория инвестиционных решений.
Соответственно можно выделить основные проблемы, рассматриваемые макроэкономикой:
Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета. Функционирование экономики как единого целого обладает одной ярко выраженной особенностью, которая определяется как эмерджентность, то есть несводимость характерных черт функционирования системы в целом к свойствам образующих ее элементов. Примером такой несводимости может служить обоснованный Кейнсом «парадокс сбережений», согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации.
Поэтому, если в микроэкономике цели и критерии функционирования экономического субъекта достаточно определены и легко формализуются, то в макроэкономике это сделать однозначным образом просто невозможно.
Проведем простое сравнение, поставив следующий вопрос: каковы цели и критерии функционирования, с одной стороны, например, фирмы, а с другой — экономики в целом?
В первом случае ответ очевиден: целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, а критерием — рентабельность (доходность). Однако попытка ответа на те же вопросы во втором случае приводит к самым различным вариантам ответов. Действительно, для экономики в целом не существует однозначно формализованной цели функционирования. Сверх того, при более детальном анализе легко обнаружить, что для экономики существует несколько целей, каждая из которых имеет самостоятельную важность и при этом достижение одних зачастую вступает в противоречие с достижением других. Еще более сложно дать однозначный ответ относительно критериев функционирования экономики.
Поэтому неудивительно, что в макроэкономике практически по каждому вопросу имеет место несколько точек зрения. При всем многообразии их можно сгруппировать в несколько основных концепций, среди которых наиболее значимыми представляются классическая концепция, кейнсианство и монетаризм. Существуют принципиальные различия между представителями различных школ и направлений по вопросам интерпретации исходных посылок функционирования экономики, характера поведения экономических субъектов, особенностей и закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними и, конечно, по вопросам экономической политики.
Классическая школа
То, что в настоящее время получило название классической школы, в действительности не является какой-то целостной концепцией макроэкономики, а есть некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков по проблемам, имеющих макроэкономический характер.
Анализ отдельных
проблем макроэкономического
Основные постулаты классической концепции следующие:
Вышеперечисленные
постулаты определяют характерную
особенность классического
Появление кейнсианства
существенно поколебало позиции
классической школы, тем не менее
данное направление постоянно
Развитие неоклассической
концепции связано с именами
таких известных экономистов, как
Р. Солоу, Т. Сарджент, Р. Лукас, Н. Уоллес
и другие. Основное методологическое
отличие неоклассической
Кейнсианская школа
Кейнс, как уже отмечалось, является родоначальником макроэкономики, он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как полное отрицание постулатов классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классиками как некоторая абстрактная, «идеальная» экономика, не отражающая реальных процессов.
Основные положения кейнсианства следующие.
Кейнсианские модели в большей степени отражают экономические реалии, в то же время, как правило, они носят субъективный характер, так как в качестве параметров в них выступают ненаблюдаемые переменные, отражающие предпочтения экономических субъектов.
Кейнсианство,
так же как и классическое направление,
находится в постоянном развитии,
можно упомянуть таких
Монетаризм
Если кейнсианство
ознаменовало революцию в экономической
теории, то появление монетаризма
часто характеризуют как
Монетаризм, появление и развитие которого связано с именем М. Фридмана и его последователей, не является всеохватывающей концепцией, какими можно считать неоклассику и посткейнсианство, тем не менее монетаризм является самостоятельным и одним из самых интересных направлений современной макроэкономики.
В основе монетаризма лежат концепция перманентного дохода и фридмановская теория денежного спроса. Основными постулатами монетаризма можно считать следующие.
Функции макроэкономики