Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:00, контрольная работа
Исследовав факторы эффективного спроса, Кейнс перешел непосредственно к анализу функции занятости. При этом ему опять пришлось вступить в полемику с неоклассиками. В неоклассической теории занятость зависит от двух факторов: предельной тягости труда (фактор, определяющий предложение труда) и предельной производительности труда (фактор, определяющий спрос на труд). Величина спроса на труд определяется его предельным продуктом, или, что то же самое, ценой данного фактора производства.
1.Теоретическая часть 3
1.1Возможно ли существование равновесного уровня дохода при неполной занятости? 3
1.2Каков экономический смысл мультипликатора? Почему мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению? 5
1.3От чего зависит предложение денег? 9
1.4Что понимается под политикой «дорогих денег»? 11
1.5Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в экономику? 14
2.Задачи 16
Задача 1 16
Задача 2 17
Задача 3 17
Задача 4 18
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что,как и для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на
основной экономический вопрос -
строгой централизацией и
Вмешательство государства в экономику
преследует определенные функции. Как
правило, оно корректирует те "несовершенства",
которые присущи рыночному
В целом государство реализует
политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия
экономических решений. Государство
разрабатывает и принимает
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-
Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д. ;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Антитрестовское регулирование.
Антимонопольная деятельность государства
является одной из важнейших областей
приложения государственного вмешательства.
Регулирование развивается в
двух направлениях. На тех немногих
рынках, где условия препятствуют
эффективному функционированию отрасли
при конкуренции, то есть в так
называемых естественных монополиях,
государством создаются общественные
регулирующие органы для контроля за
их экономическим поведением. На большинстве
других рынков, где монополия не
стала необходимостью, общественный
контроль принял форму антимонопольного
законодательства. Далее будут рассмотрены
особенности регулирования
Естественная монополия
Для обеспечения приемлемого
Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Другим видом контроля являются
антитрестовские законы. Эта форма
контроля имеет богатую историю.
В 1890г. был принят знаменитый закон
Шермана, запрещающий любые виды
сговора и любые попытки
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.
Большое количество антимонопольных
законов и различных уточнений
к ним доказывают чрезвычайную важность
этих законов для общества. Действительно,
бесконтрольная монопольная власть
может принести существенные убытки
обществу применением нечестной
конкуренции, что вызовет банкротства
мелких производителей, недовольства
потребителей высокими ценами, а нередко
и плохим качеством товаров, отставание
в научно-техническом
Таким образом, государство выступает
в роли арбитра, который избирает
оптимальное (и наиболее эффективное)
соотношение между монополиями
и конкурентными отраслями. В
различные периоды истории для
различных стран это
2.Задачи
1. Экономика характеризуется следующими данными: (потребление), (инвестиции), (государственные расходы). Равновесный доход ниже потенциального на 20%. На сколько единиц следует увеличить государственные расходы для достижения потенциального дохода.
Решение.
Основное макроэкономическое тождество (тождество дохода) отражает равенство доходов и расходов:
Y = C + I + G.
В нашем случае:
Y = (70 + 0,8Y) + 30 + 60.
Откуда находим равновесный доход:
Y=800 ден. ед.
Рассчитаем мультипликатор государственных расходов. Пусть государственные расходы возрастут на 100 ден. ед., тогда основное макроэкономическое тождество примет вид:
Y = (70 + 0,8Y) + 30 + (60 + 100)
Откуда находим новый равновесный доход:
Y=1300 ден. ед.
Т.е. при росте государственных расходов на 100 ден. ед. национальный доход возрастает на 1300-800=500 ден. ед. Соответственно, мультипликатор составит: m = ΔY/ΔG = 500/100=5.
По условию, потенциальный доход выше равновесного на 20%, т.е.
Y*=1,2 х 800 = 960 ден. ед.
Для увеличения дохода на 160 ден. ед. необходимо увеличить государственные расходы на: ΔG=ΔY/m=160/5=32 ден. ед.
2. Номинальный ВНП равен 3888 ден.
ед., реальный ВНП – 3600 ден.ед.,
темп инфляции за год
Решение
Деля номинальный ВНП за каждый год на реальный ВНП, мы получаем обобщающий индекс цен, называемый дефлятором ВНП.
3888 ден. ед./3600 ден. ед.= 1.08
Подсчитываем темп инфляции за год:
Умножим индекс цен на 100%
1.08x 100 = 108%
Таким образом, темп инфляции за год составляет 108%.
3. Из каждых дополнительных 200 рублей дохода потребитель сберегает 60 рублей, предельная склонность к потреблению составит…
Для того чтобы узнать предельную склонность к потреблению, используем формулу MPC = C/Y. Делим 60 сберегаемых рублей на дополнительные 200 рублей дохода и получаем ответ.
MPC = 60 / 200 = 0.3 1 – 0.3 = 0.7
Ответ: MPC = 0.7.
4.В текущем году в некоторой условной стране имели место следующие показатели безработицы: фрикционная - 3 %; структурная - 3 %; фактическая - 10 %. Объем фактического уровня ВНП составил в 1997 г. 2700 ден. ед. при коэффициенте Оукена, равном 2,5. Определите, каков был бы объем ВНП, если бы безработица в стране не превысила естественного уровня.
Решение.
Закон Оукена - эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1% над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВВП) на 2,5%:
(Y-Y*)/Y*= -2,5 x Uc
где где Y — фактический ВНП, Y* — потенциальный ВНП, Uc — уровень циклической безработицы.
В нашем случае:
(2700-Y*)/Y*= -2,5 x (0,1-0,03-0,03)
Откуда находим потенциальный ВНП:
Y*=3000 ден. ед.