Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами. В широком смысле слова экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену , о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Содержание

1. Предмет экономической теории
2. Потребности
3. Смешанная экономика
4. Спрос
5. Предельная полезность
6. Средние издержки
7.Свободный вход на рынок
8.Общий доход фирмы
9. Несовершенная конкуренция
10. «Излишек потребителя»

Вложенные файлы: 1 файл

раздел 1.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен: изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

Если коэффициент эластичности равен 1 – это единичная эластичность. В таком случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится) – спрос абсолютно эластичный, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на молочнокислую продукцию, продаваемую отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на молочно-кислую продукцию не считается эластичным. Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса, когда изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

Из формулы (1) видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса постоянен, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса – к ее уменьшению. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

 

Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

Существуют следующие виды эластичности предложения:

  1. эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;
  2. предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;
  3. неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;
  4. эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;
  5. эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

Для того чтобы определить, как производство той или иной продукции влияет на изменение цены, измеряется эластичность предложения по цене.

Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1 %.

Формула коэффициента ценовой эластичности предложения аналогична расчету коэффициента ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

где Q0 u Q1 - предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; s - в индексе означает эластичность предложения.

В отличие от спроса, предложение менее связано с изменениями производственного процесса и более адаптируется к изменению цены.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если есть резервы, то в краткосрочном периоде времени предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

 

 

3.Какой кривой спроса на продукцию  конкурентной фирмы характеризуется  потребительский выбор и почему?

 

 

Т.к. рыночная цена не зависит от объема выпуска конкретной фирмы, то график спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.

Спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен. Фирма по данной цене реализует любое количество товара, а цена будет постоянной, т.к. изменение выпуска незначительно по сравнению с объемом предложения в отрасли.

Для конкретной фирмы каждая дополнительная единица продукции приносит доход равный цене. Поскольку на конкурентом рынке P = const , то

Средний доход вычисляется следующим образом:

График спроса совпадает с графиками предельного дохода и среднего дохода, а общий доход растет за счет увеличения выпуска.

 

 

4. Почему монополизация всегда  сопровождается уменьшением объема производства продукции?

Фирма-монополист, как и любая фирма, имеют цель – максимизация прибыли. Она наращивает объем выпуска до тех пор, пока не случится, что MC = MR . Проследим это графически.

Объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривых MR и MC . После того, как найден оптимум Q m , фирма использует кривую спроса для нахождения монопольной цены P m . Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы:

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.

Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

 

3. Тесты

 

1. Что стоит за утверждением, что перед каждой экономической  системой встает проблема ограниченности ресурсов:

а) бывают времена, когда некоторые продукты можно купить только по высоким ценам;

б) бедные страны ощущают ограниченность ресурсов, тогда как богатые страны смогли преодолеть эту проблему;

в) производственных ресурсов никогда не хватает на удовлетворение всех человеческих потребностей;

г) в любой экономике бывают периоды спада, когда возникает нехватка чего-либо.

Ответ: В

 

2. Причинами возникновения рынка  являются:

а) общественное разделение труда;

б) процесс обмена продуктами труда;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей;

г) все вышеперечисленное.

Ответ: Г

 

3. Термин «смешанная экономика»  означает, что в экономике:

а) имеются элементы как рыночной, так и командной экономики;

б) представлены самые разные отрасли;

в) взаимодействуют интересы самых разных хозяйствующих субъектов;

г) имеет место смешанный капитал.

Ответ: А

 

4. Конфигурация кривой безразличия  определяется:

а) соотношением взвешенных предельных полезностей товарных благ;

б) соотношением общих полезностей товарных наборов;

в) соотношением цен товаров;

г) предельной нормой замещения.

Ответ: А

 

5. Рынки совершенной  и монополистической конкуренции  имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары;

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурента.

Ответ: Б

 

6. Факторы производства – это:

а) совокупность материальных и людских ресурсов, вовлеченных в процесс производства и используемых в нем;

б) это ресурсы, используемые для производства экономических благ;

в) земля, капитал, труд и предпринимательские способности, используемые в производстве благ;

г) все ответы верны.

Ответ: Г

 

7. Спрос не эластичен по цене, если:

а) реакция спроса на изменение цены < 1;

б) реакция спроса на изменение цены > 1;

в) реакция спроса на изменение цены нейтральна;

г) реакция спроса на изменение цены равна 0.

Ответ: А

 

8. Из ниже перечисленных затрат к неявным относятся:

а) плата за ремонт бездействующего оборудования;

б) амортизация оборудования;

в) потеря процента по текущим вкладам в банке;

г) заработная плата рабочих.

Ответ: В

 

9. Длительным периодом называется  период, в котором:

а) все факторы производства рассматриваются как постоянные;

б) все факторы производства рассматриваются как переменные;

в) часть факторов производства постоянна, а часть является переменной;

г) фирмы свободно входят в отрасль.

Ответ: В

 

10. Точка безубыточности графически  соответствует точке пересечения кривых:

а) средних издержек и цены;

б) валовых издержек и валового дохода;

в) средних издержек и валовых издержек;

г) предельных издержек и средних издержек.

Ответ: Б

 

4. Аналитические задачи

 

Задача 1.

В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране X в условиях военного времени. Выполните следующие задания. 1. По данным таблицы начертите линию производственных возможностей и укажите, какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика данной страны находилась (графически) на этой линии?

 

 

 Каждая точка на этой кривой показывает максимально возможное количество производства обоих товаров при полной затрате всех ресурсов.

Во всех точка на кривой производственных возможностей производятся оба товара, но тут необходимо делать выбор, какой товар производить. Ведь увеличение производства одного товара возможно только за счёт сокращения производства другого.

 

2. Рассчитайте альтернативные  издержки производства одного  трактора и данные внесите в табл. 1.1. Как меняются эти издержки (падают, растут, не меняются).

 

Таблица 1.1

Варианты

Тракторы

Минометы

Альтернативные издержки

А

7

0

49

Б

6

10

39

В

5

19

30

Г

4

27

22

Д

3

34

15

Е

2

40

9

Ж

1

45

4

З

0

49

0

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"