Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:27, контрольная работа
1. Транснациональная корпорация (далее – ТНК) (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.
2. Общеэкономическая межправительственная организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи – учреждена представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР – с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам – с 1978 г.
1. Характеристика деятельности ТНК на примере конкретной корпорации………………………………………………………………………...3
1.1. Понятие, критерии и типы ТНК…………………………………………..3
1.2. Роль современных ТНК в мировом хозяйстве………………...…………5
1.3. Корпорация Нестле……………………………………..…………………7
2. Совет экономической взаимопомощи……………………………………….13
2.1. Краткая историческая справка………………………………………...13
2.2. Правовая основа…………………………………………………………15
2.3. Цели СЭВ…………………………………………………………………16
2.4. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ..……17
2.5. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ……………………...18
Список использованных источников…………………………………………...21
Содержание
1. Характеристика деятельности
ТНК на примере конкретной корпорации……………………………………………………
1.1. Понятие, критерии и типы ТНК…………………………………………..3
1.2. Роль современных ТНК в мировом хозяйстве………………...…………5
1.3. Корпорация Нестле……………………………………..…………………7
2. Совет экономической взаимопомощи……………………………………….13
2.1. Краткая историческая справка………………………………………...13
2.2. Правовая основа…………………………………………………………15
2.3. Цели СЭВ…………………………………………………………………16
2.4. Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ..……17
2.5. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ……………………...18
Список использованных источников…………………………………………...
1. Характеристика деятельности ТНК на примере конкретной корпорации
1.1. Понятие, критерии и типы ТНК
Транснациональная корпорация (далее – ТНК) (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.
В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес-организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.
Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:
– особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;
– особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;
– особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.
Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.
Организация Объединенных Наций первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:
– они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;
– они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;
– ее производственные ячейки активно взаимодействуют друг с другом – обмениваются ресурсами и ответственностью.
Среди российских экономистов принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:
1) собственно транснациональные
корпорации – национальные
2) многонациональные фирмы
– объединения национальных
Подавляющее большинство современных ТНК имеют четкое национальное «ядро», то есть относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало, обычно в качестве примера приводят две англо-голландские фирмы – нефтеперерабатывающий концерн «Роял-Датч Шелл» («Royal Dutch Shell») и химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).
По масштабам деятельности все ТНК делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным ТНК относили лишь те, которые имели годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3–4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.
Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных рассчетов в международном масштабе.
1.2. Роль современных ТНК в мировом хозяйстве
ТНК соединили мировую
торговлю с международным производством.
Они действуют через свои дочерние
предприятия и филиалы в
Эксперты выделяют 500 крупнейших глобальных компаний (табл. 2)[5]. Лидирующие позиции принадлежат американским ТНК (140 компаний), далее – японские (67), французские (40), германские (39), китайские (37), британские (26). Динамично развиваются ТНК из стран БРИК (Бразилия (6), Россия (8), Индия (7) и Китай).
Роль ТНК в современном мировом хозяйстве оценивают при помощи следующих показателей:
– ТНК контролируют примерно 2/3 мировой торговли;
– на них приходится около 1/2 мирового промышленного производства;
- на предприятиях ТНК работает примерно 10% всех занятых в несельскохозяйственном производстве (из них почти 60% работают в материнских компаний, 40% – в дочерних подразделениях);
– ТНК контролируют примерно 4/5 всех существующих в мире патентов, лицензий и ноу-хау.
Существует два наиболее известных рейтинга самых крупных компаний планеты: журнал «Fortune» ранжирует нефинансовые компании по величине полученной за год прибыли, а газета «Financial Times» – все компании (включая финансовые) по стоимости активов.
Транснациональные корпорации
имеют ряд неоспоримых
– возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;
– мобилизация связанных с
– близость к потребителям продукции
иностранного филиала фирмы и
возможность получения
– возможность использовать в своих
интересах особенности
– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий.
Важную роль в стимулировании развития ТНК играет государство, независимо от того, желает ли оно помочь «своим» предпринимателям или помешать «чужим». Правительства поощряют деятельность «своих» ТНК на мировой арене, обеспечивают им рынки сбыта и возможности для иностранных инвестиций путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров.
Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.
1.3. Компания Нестле
Компания Nestle была образована в 1866 году жителем Швейцарии Анри Нестле. Анри был фармацевтом и поставил перед собой задачу снизить смертность среди младенцев. Для этого он придумал оригинальный продукт, благодаря которому детей теперь можно было кормить при помощи искусственного продукта, в состав которого входила мука, сахар и молоко. Данная смесь очень быстро набрала популярность и спустя некоторое время продавалась уже в большинстве стран Европы.
К началу ХХ века Nestle открыла свои заводы во многих крупных, с финансовой точки зрения, странах: Великобритании, Испании, США и Германии. В 1920-х годах Нестле существенно расширили свой ассортимент производимой продукции, в который теперь входила порошковая пахта, напиток Мило, молоко с солодом и один из самых популярных на сегодняшний день растворимых кофе – Nescafe.
Вторая мировая война помогла Нестле получить ещё большую прибыль, ведь появились государственные заказы. Таким образом, к окончанию военных действий, Nestle стала самой крупной кофейной компанией во всём мире.
С 1947 по 1973-е годы в компанию Nestle вошли такие знаменитые бренды, как Maggi, Libby, Crosse & Blackwell, Findus и Stouffer. С 1950 по 1974 год продажи Nescafe увеличились почти в 7 раз, что позволило компании Нестле прочно встать на ноги.
Результатом успешной деятельности корпорации стало решение руководства о выводе Нестле за пределы пищевой индустрии, и в 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oréal одного из мировых лидеров в производстве косметики.
После заключения соглашения с L'Oréal в 1974 году, впервые со времен экономического кризиса в начале 20-х годов, позиции Нестле на мировом рынке пошатнулись. В первую очередь, это было вызвано увеличением цен на нефть и замедлением темпов экономического роста в индустриальных странах. Как и в 1921 году компании пришлось быстро реагировать на изменившуюся в корне ситуацию.
Увеличение объемов
Первая половина 90-ых годов стала для Нестле благоприятным периодом, в связи с продолжающимся процессам интеграции на мировом рынке и ликвидацией многих торговых барьеров. Открытие новых рынков Центральной и Восточной Европы, а также Китая, вместе с общей тенденцией к либерализации прямых иностранных инвестиций стало хорошим предзнаменованием для компании с таким широким спектром деятельности.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в новое тысячелетие Нестле вошло безоговорочным лидером пищевой промышленности: корпорации принадлежат более 500 фабрик в 84 странах мира; ежегодный объем продаж группы компаний, входящих в состав Нестле, составляет более 87 миллиардов швейцарских франков. С 1996 года усиление консолидации группы Нестле нашло подтверждение в приобретении итальянского концерна по производству минеральной воды San Pellegrino (1997 год) и британской фирмы Spillers Petfoods (1998 год).
В 1985-м году после покупки компании Carnation и ее торговой марки FRISKIES. Решение Нестле о закрытии своих предприятий по производству молотого кофе в США (Hills Bros, MJB, Chase & Sanborn) позволило компании сконцентрировать свои усилия на продвижении нового ассортиментного ряда элитного NESCAFÉ, производство которого началось на Западном Побережье в сентябре 1999 года.
История «Nestle» в России Стратегия компании Нестле во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты.
В России Нестле имеет 12 производств, в которые компания осуществляет постоянные инвестиции. Таким образом, Нестле соединяет международный опыт и лидерство в пищевой индустрии с потребностями и вкусами потребителей. В начале 1995 года Нестле приобрела контрольный пакет акций кондитерской фабрики «Россия» в Самаре, выпускающей шоколад и другую кондитерскую продукцию.
Другое важное капиталовложение Нестле в России - это приобретение в июне 1996 года контрольного пакета акций ООО «Нестле-Жуковский». Были осуществлены инвестиции в установку нового современного оборудования, которое позволяет производить традиционное российское мороженое под новыми торговыми марками, такими как, пломбир "48 копеек" и эскимо "Кимо", а также всемирно известные брэнды, в том числе MEGA®.
В июне 1998 года в группу предприятий Нестле вошло ОАО «Хладопродукт» в г. Тимашевске (Краснодарский край). Эта фабрика мороженого дополняет мощности по производству мороженого Нестле в городе Жуковский. В июне 2001 года на ОАО «Хладопродукт» была запущена в производство первая в России линия по расфасовке растворимого кофе NESCAFÉ. Дочерние компании Нестле также развивают местное производство.
Компания «Сириал Патнерс Уорлд Уайд» - совместное предприятие Нестле и Дженерал Милс - в 2001 г. приобрела фабрику и наладила производство по выпуску сухих завтраков в Перми. В июле 2002 года Нестле Уотерс приобрела хорошо известную в России торговую марку «Святой источник» с производством в г. Кострома, а уже в феврале 2003 года - компанию «Чистая Вода», ведущего поставщика бутилированной воды на дом и в офисы в России. В 2003 году компания объявила, что она начинает местное производство своих двух ключевых продуктов - производство полного цикла растворимого кофе в Краснодаре, с достаточной мощностью, чтобы удовлетворить потребности Российского рынка в любимом кофе NESCAFÉ.
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"