Контрольная работа по "Экономике природопользования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Экологические цели государства – сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций. если экономика несет потери из-за неблагополучной экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов соблюдать экологические стандарты.

Многообразие форм эколого-экономических взаимодействий требует использования и административных методов управления экономикой с целью охраны окружающей среды, и использования экономических интересов в охране природы, если эти интересы существуют и выявлены.

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом курсовая.docx

— 97.29 Кб (Скачать файл)

Нижегородская Государственная  Сельскохозяйственная Академия.

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по экономике природопользования

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 10 группы

Шишкарёва Любовь Алексеевна

Проверил:

Ветчинников Александр Александрович

 

Нижний Новгород 2013

 

Введение

Экологические цели государства  – сохранение природных систем, поддержание их целостности и  жизнеобеспечивающих функций. если экономика несет потери из-за неблагополучной  экологической обстановки, если экономически выгодно охранять окружающую среду. Если же экономических интересов  в охране окружающей среды нет, то возможны административные, директивные  методы управления хозяйственной деятельностью, обязывающие экономических субъектов  соблюдать экологические стандарты.  
 
Многообразие форм эколого-экономических взаимодействий требует использования и административных методов управления экономикой с целью охраны окружающей среды, и использования экономических интересов в охране природы, если эти интересы существуют и выявлены.  
 
задачи экологической политики проходят через экономику в двух видах: как внеэкономические, требующие от экономики средств на их решение и ограничивающие экономическую деятельность, и как экономические задачи, в решении которых экономика заинтересована. Однако не все и не всегда разделяют эти два вида задач, сейчас особенно ярко обозначилось стремление все задачи свести ко второму типу, уповая на всесильность экономики и экономических интересов. 

С каждым годом интерес  к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это  не случайно, ведь на данный момент возникает  вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую  они сами и загрязняют бездумно преследуя  экономические выгоды

Говоря об экологической  безопасности можно сказать, что  это такое состояние окружающей природной среды, при котором  гарантируется предупреждение ухудшения  экологической обстановки и возникновения  опасности для здоровья людей. Достигается  она путем установления комплекса  обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов, а также привлечения виновных к юридической ответственности  за экологические правонарушения. 
Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей природной среды.

 

Содержание

  1. Составные части экономического механизма природопользования Российской Федерации. Роль отраслевых кадастров в эколого-экономической политике страны.
  2. Расчёт платы за ущерб от деградации почвы
  3. Расчёт платы за ущерб от химического загрязнения почв
  4. Расчёт платы за загрязнение окружающей природной среды
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

Составные части  экономического механизма природопользования Российской Федерации. Роль отраслевых кадастров в эколого-экономической  политике страны.

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной  среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок  аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы  за загрязнение окружающей среды  и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер  и экономического стимулирования хозяйствующих  субъектов путём применения налоговых  и иных льгот. 
Экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды

Задача экономического механизма  охраны окружающей среды заключается  в том, чтобы обеспечить с помощью  экономических мер достижение целей  экологической политики государства, определяемой законодательством, другими  нормативными правовыми актами и  иными документами. Эта задача будет  решена тем успешнее, чем оптимальнее  будут урегулированы и реализованы  отдельные элементы экономического механизма.

В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие  элементы экономического механизма  природопользования: 

  • платность природопользования
  • система экономического стимулирования
  • природоохранной деятельности; 
  • плата за загрязнение окружающей природной среды; 
  • создание рынка природных ресурсов; 
  • совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей; 
  • экологические фонды; 
  • экологические программы; 
  • продажа права на загрязнение; 
  • система "залог - возврат"; 
  • экологическое страхование. 

Платность природопользования должна включать плату:  
1) за право пользования природными ресурсами;  
2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.  
Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.

Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия. 
Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего. 
Многие страны собираются в ближайшее время ввести "углеродный" налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделали Финляндия и Нидерланды). 
Плата за природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколько процентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, это позволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое. 
Должна претерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйстве применение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение, осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в России для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.  
Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо опробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности научно-технического прогресса. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает чистая прибыль. 
Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. 
Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа "загрязнитель платит". 
Россия оказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (январь 1991 года). Введено три вида платы: 

  • за выброс в атмосферу загрязняющих веществ; 
  • за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ; 
  • за размещение отходов

В зависимости от степени  воздействия на окружающую среду  устанавливаются два вида нормативов оплаты:

    • за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов)
    • за превышение этих показателей, при этом платежи возрастают в несколько раз. При этом платежи в пределах нормативов включаются в себестоимость, а сверхнормативные - в прибыль предприятия. Современные нормативы хотя у нас и низкие, но они играют важную роль для рождения новой ситуации. 
      Для России актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).

Проблема совершенствования ценообразования на природные ресурсы может быть рассмотрена в двух аспектах: 

  • разумное повышение цен на природные ресурсы. Более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения; 
  • цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции. 

Экологически  чистая продукция должна иметь более  низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные.  
Важное значение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологические фонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания. 
Источники формирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями, добровольные взносы и другое. 
Большое значение для общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и так далее.  
Для России - это программы охраны озера Байкал, "чистые речные системы", Чернобыльская зона и другие. 
Использование рыночного инструмента продажи прав на загрязнение широко распространено прежде всего в США. Но возможна такая сделка и в межстрановом аспекте. 
 
Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система, или система "залог - возврат". Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации. 
 
Экологическое страхование - страхование ответственности предприятий - источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды - это инструмент, смягчающий последствия аварий. 
 
Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач. 
В состав экономического механизма входят:

  • правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование; 
  • платность природопользования; 
  • кономическое стимулирование охраны окружающей среды. 

Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом: 
Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. 
Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. 
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

  • вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; 
  • экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. 

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений  по территориям и представляют собой  установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного  использования (изъятия) природных  ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную  среду и размещения отходов производства. 
 
Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия. 
 
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается:

  • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; 
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов. 

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 
  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике природопользования"