Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Раскрыть понятие
Система национальных счетов, основные показатели в системе национальных счетов и методы их счета. Макроэкономическое равновесие.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

 

Сальдо экспорта-импорта  и услуг охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми другими странами и представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.

 

Итак, ВВП при исчислении методом конечного использования  равен

 

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление + Сальдо экспорта-импорта  и услуг. (4)

 

При расчете национального дохода (НД) методом конечного использования из ВВП вычитается потребление основных фондов и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

 

НД = ВВП - Потребление основных фондов (ПОФ) + Сальдо поступлений первичных  доходов из-за рубежа. (5)

 

Переоценка  ВВП в постоянных ценах

 

ВВП исчисляется как в фактических (текущих) ценах, так и в постоянных (сопоставимых) ценах. Одной из важнейших  задач статистики является пересчет показателя ВВП и его компонентов  из фактических (текущих) в постоянные (сопоставимые) цены. Это связано с тем, что на изменение объема ВВП в фактических ценах влияние оказывает не только изменение количества произведенных или использованных товаров и услуг, но и изменение цен на товары и услуги.

 

Для исчисления ВВП в  постоянных ценах существуют такие общие методы переоценки.

 

Метод дефлятирования, который основан на использовании индексов цен (чаще всего применяется формула Ласпейреса, где в качестве весов используются данные базисного периода).

 

Метод двойного дефлятирования (метод последовательного дефлятирования сначала выпуска, затем промежуточного потребления, при этом добавленная стоимость в постоянных ценах оценивается как разность определенных в постоянных ценах выпуска и промежуточного потребления).

 

Суть метода дефлятирования состоит  в том, что при расчете объема продукции текущего периода в постоянных ценах используют индекс-дефлятор ВВП, который исчисляется путем соотнесения объемов ВВП данного периода соответственно в текущих и постоянных ценах:

 

 (6)

 

где - объем ВВП текущего периода в фактических ценах.

 

Затем для расчета  объема продукции текущего периода  в постоянных ценах объем произведенной  или потребленной продукции текущего периода в фактических ценах  делят на соответствующий индекс-дефлятор цен.

 

Метод экстраполяции, основанный на использовании индексов физического объема, используется в случае отсутствия информации о ценах, но при этом есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказанных услуг.

 

Индексом физического  объема ВВП называют показатель, который представляет собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:

 

  (7)

 

где  - объем ВВП базисного периода в постоянных ценах;  - объем ВВП текущего периода в постоянных ценах (реальный ВВП).

 

Затем объем продукции  базисного периода в сопоставимых ценах умножается на индекс физического  объема продукции для получения  оценки объема продукции текущего периода в постоянных ценах.

 

Метод прямой переоценки (переоценка по элементам затрат) служит для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг в сферах управления, здравоохранения, бюджетной науки и заключается в дефлятировании элементов затрат, т.е. тогда, когда продукция достаточно однородна.

 

Макроэкономическое  равновесие

 

Понятие макроэкономического  равновесия.

 

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование  ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

 

- ресурсами и их  использованием;

 

- факторами производства  и результатами их использования;

 

- совокупным производством  и совокупным потреблением;

 

- совокупным предложением  и совокупным спросом; 

 

- материально-вещественными  и финансовыми потоками.

 

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование  их интересов во всех сферах национальной экономики.

 

Такое равновесие – это  экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических  потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

 

В экономической науке  существует множество моделей макроэкономического  равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли  на эту проблему:

 

Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

 

К. Маркс – схемы  простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

 

В. Ленин – схемы  капиталистического общественного  расширенного воспроизводства с  изменением органического строения капитала;

 

Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в  условиях действия закона свободной  конкуренции;

 

В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;

 

Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.

 

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие.

 

Идеальное - достигается  в экономическом поведении индивидов  при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных  элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

 

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих  условий воспроизводства:

 

Все индивиды должны найти  на рынке предметы потребления;

 

Все предприниматели  должны найти на рынке факторы  производства

 

Весь продукт прошлого года должен быть реализован.

 

Идеальное равновесие исходит  из предпосылок идеальной конкуренции  и отсутствии побочных эффектов, что  в принципе не реально, так как  в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная  конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.

 

Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся  в экономической системе в  условиях несовершенной конкуренции  и при внешних факторах воздействия  на рынок.

 

Различают частичное и полное равновесие:

 

· Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке  товаров, услуг, факторов производства;

 

· Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы  целиком, или макроэкономическое равновесие.

 

Полное экономическое  равновесие - структурный оптимум  хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его  полностью не достигает в связи  с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

 

Теории макроэкономического равновесия

 

Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:

 

реальный объем национального  производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;

 

Уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и  услуг.

 

Классическая школа

 

Эта школа экономической  мысли утверждает, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной. Эта концепция исходит из посылки, что экономика работает на полную мощность при полной занятости ресурсов. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшег о увеличения объема производства, даже если к этому объему побуждает увеличение совокупного спроса. Отдельные фирмы могут попытаться увеличить производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они уменьшают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению цен и является фактором инфляции. Таким образом, изменение совокупного спроса может только привести к повышению цен и не затрагивает объемов производства и уровня занятости

 

Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что  рыночная экономика не нуждается  в государственном регулировании  совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов.

 

Совокупный  спрос и его структура

 

Издавна замечено, что  количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для  приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

 

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

 

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

 

Какие еще факторы, кроме  полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

 

Теперь перейдем непосредственно  к понятию совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов  на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства ), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

 

Покупателями на рынке  благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

 

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного  совокупного спроса. Выде-ляют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

 

доход от участия в  производстве,

 

налоги и трансфертные платежи,

 

размер имущества,

 

доход с имущества,

 

степень дифференциации населения по уровню доходов и  размеру имущества,

 

численность населения.

 

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде  являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно  построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

 

Совокупное  предложение

 

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между  ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

 

Допустим, что рынок  характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

 

Что стоит за логикой  поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

 

Действительно, изготовление любого блага требует затраты  различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"