Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Определите понятия частное благо, критическое равновесие фирмы, защита прав потребителей, легальный картель. Понятие и основные элементы инфраструктуры рынка

Вложенные файлы: 1 файл

КР ПО МИКРОЭКОНОМ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

       Бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

       Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

        Определяющим фактором в системе рыночного хозяйствования выступает торгово-коммерческая деятельность. С переходом к свободным рыночным отношениям все большее значение приобретают торговая сфера и коммерческая деятельность с их потенциальными возможностями.

         Специфической особенностью процессов, происходящих в сфере обращения, является тот факт, что результатом ее функционирования является не создание продуктов, а удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг производителям и потребителям, а также то, что эффект проявляется не только в самой этой сфере, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.

         От насыщенности рынка товарами  и услугами, своевременности их  реализации зависят возможности  развития производства, степень  и качество удовлетворения потребностей.

         Экономика строилась по законам  прямого распределения, регулирования,  без эффективных обратных связей  по всей совокупности параметров  народного 

хозяйства.

        Торговли как отрасли рыночной  экономики в стране не существовало. Господствующей точкой зрения было то, что закон спроса и предложения в нашей экономике не действует, его просто нет, он «побежден» законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.

       Вместе  с тем в условиях рыночной  экономики торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают фирмы большое внимание уделять изучение конъюнктуры рынка. Это неизбежно приводит к усилению роли торговли и приданию ей соответствующих функций.

       Основной  задачей торговли является организация  распределения и движения материальных  ресурсов из сферы производства  в сферу потребления таким  образом, чтобы было обеспечено  своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.

       Для  реализации этой задачи торговля  выполняет ряд функции, к основным  из которых можно отнести: распределение  предметов потребления в пространстве (компенсация расстояния); сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления); компенсация различий в объемах производства и потребления; ориентация на требования потребителей к качеству продукции; формирование товарного ассортимента; освоение новых рынков и стимулирование сбыта; предоставление информации о рынке; предоставление различного рода сервисных услуг.

       Это  далеко не полный перечень  функций торговли. Отдельные функции  присущи любому типу экономики, основанному на общественном разделении труда, другие - лишь рыночной экономике. При этом коммерсанты оказывают услуги, как производителям, так и потребителям.

       Таким  образом, в условиях рыночной  экономики торговля играет активную  роль. С ее помощью производители получает достоверную информацию о требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, торговля побуждает новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке.

       Торговля - одна из крупнейших отраслей  экономики как по числу занятых  в ней людей, так и по объему  деятельности и вкладу в общий  экономический потенциал. В ней  объединены предприятия оптовой,  розничной торговли и общественного питания, численность работающих составляет около 20% от числа занятых в народном хозяйстве, то есть отрасль обеспечивает рабочими местами порядка 23 млн. человек. Роль торговли в экономической жизни страны весома. Ее доля в валовом внутреннем продукте поднялась с 5% в дореформенный период до 22%. Удельный вес торговли в совокупном валовом внутреннем продукте превосходит по совокупности все сферы деятельности, занятые выпуском потребительских товаров.

       Мы  можем четко определить торговлю  как коммерческую, обменную деятельность, осуществляемую на инициативных началах с целью получения и распределения прибыли.

        Теория ориентирована на познании  сущности коммерческих явлений,  установлении основополагающих  предпосылок коммерческой деятельности, выявлении основных факторов и ориентиров развития коммерческого дела.

        Коммерция ассоциируется с рыночной  экономикой и рыночными отношениями.  Коммерции и коммерческим процессам  свойственны свои правила и  принципы.

         Главный принцип коммерции - это соединение коммерческими действиями этапов продвижения продукции от производителя до потребителя, обеспечивая снижение издержек обращения и получения реальной прибыли от продажи продукции. Чем полнее принципы коммерции сочетаются с рыночными экономическими явлениями, тем эффективнее действует коммерческая система. В результате зарождаются благоприятные условия, способствующие динамичному развитию экономики.

       Механизм  коммерции строится на саморегулировании,  где определяющая роль диктуется экономическими целями. Коммерческая самообеспеченность означает выбор способов и приемов, направленных на развитие хозяйственной деятельности конкретного рынка. Такая позиция ведет к образованию целенаправленного производства и потребления продукции. Коммерция с присущими ей свойствами становится реальной необходимостью рынка.

         Регуляторами коммерции являются  рыночная среда и конъюнктура  рынка. Здесь отметим, что и  сама коммерция, обладает свойством  автономности, регулируя ограниченные  материальные ресурсы и денежные средства. В условиях организованного рынка коммерция выступает связующим звеном между субъектами хозяйствования.                           Рыночное пространство позволяет участникам коммерческого оборота успешно действовать при взаимной заинтересованности, в выгоде продвигаемой и реализуемой продукции.

        Цель, преследуемая субъектами рынка  - получение прибыли. Ее размер  зависит и обеспечивается удовлетворением  запросов и потребностей покупателей  продукции и услуг. 

       Основными участниками коммерческой деятельности являются ее предпринимательские структуры. Поэтому комплекс задач совершенствования коммерческой деятельности субъектов рынка необходимо рассматривать в сочетании с интересами участников рынков: товаров, услуг, труда и т.д.

       Потребитель,  реализуя свои интересы, оказывает  существенное влияние на установки  и цели предпринимателей на  рынке. 

       Эффективное  и устойчивое развитие торговли  не возможно без выполнения  комплекса мер по совершенствованию  правовой среды, в которой она осуществляет свою деятельность. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования в направлении содействия развитию предпринимательства, применения организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, обеспечение оптимального сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования.

       В  настоящее время в торговле  установлены правовые нормы государственного  контроля и надзора за соблюдением  законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей, путем принятия следующих законов: «О защите прав потребителей», «о сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержанию новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

 

 

       К  важнейшим задачам в области  государственного регулирования  торговой деятельности относятся: 

- формирование конкурентной  среды, обеспечивающей устойчивую  систему товародвижения и предупреждение монополизма на потребительском рынке;

- защита внутреннего  рынка на основе регулирования  экспорта и импорта; 

- всестороннее развитие  и укрепление нормативно-правовой  базы;

- создание благоприятных  условий для интегрирования хозяйственной  деятельности различных торговых образований: корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп и т.п.;

- определение концепции  развития торговли;

- мониторинг товародвижения  и логистического обслуживания;

- эффективный контроль  за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей;

- совершенствование трудового  законодательства, регламентирующего  права и обязанности участников  торговой деятельности;

- развитие механизма  корпоративного управления;

- развитие разнообразной  торговой инфраструктуры.

         На федеральном уровне госрегулирование  должно сосредоточиться на общих  проблемах формирования государственной  торговой политики с ориентацией  на целевые программы, индикативное планирование, экономические нормативы, санкции, приоритетность развития отдельных элементов торговой инфраструктуры в общенациональных интересах.

         Перечисленные и иные задачи  государственного участия в организации и регулировании коммерческой деятельности в своей реализации должны опираться на демократические начала экономики, не быть чрезмерными, не препятствовать развитию инициативы и форм предпринимательской деятельности в торговле. И самое главное, быть достаточными для обеспечения реализации прав и защиты граждан, предприятий и организаций - участников товарообменных операций.

       

  

 

 

 Издержки обращения и торговая прибыль.

      Кроме  расходов, связанных с производством  товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко по своей величине они превосходят затраты на производство.

     Произведенный  товар надо перевозить, в процессе  транспортировки погружать и  разгружать, хранить на оптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать, подсортировывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать.

      Это  так называемые расходы в сфере  обращения товаров, т.е. издержки  обращения. Как и производственные  издержки они состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разной категории работников. Здесь есть свои организаторы сбыта, умелые управленцы, специалисты по качеству товаров и по рекламе, обученные продавцы.

      По своей  экономической сущности, источникам возмещения, влияния на стоимость и цену товара издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные. Сущность этого деления состоит в следующем: затраты на рекламу товаров, оплату труда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операций относятся к категории непроизводительных затрат.

      Труд  людей, занятых на этих операциях,  несмотря на его общественную  полезность, также является непроизводительным  трудом. Им не создается новая  стоимость.           Следовательно, такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, которая передается торговцу промышленником за оказываемую услугу.

       Что  касается расходов на транспортировку  товаров, хранение нормальных  их запасов на складах, подработку, подсортировку, упаковку, то они связаны с продолжением процесса производства, но уже в сфере обращения. Это производительные затраты и труд данной категории работников тоже является производительным.

       Им создается новая стоимость, которая присоединяется к производственным затратам, увеличивая тем самым стоимость товаров. Эти издержки возмещаются, таким образом, за счет вновь создаваемой стоимости. Одна ее часть принимает форму заработной платы данной категории работников, другая образует прибыль предпринимателя.

      Деление издержек обращения на чистые и дополнительные было произведено Карлом  Марксом применительно к капиталистическому способу производства.

      Оно имеет чисто теоретическое значение и в этом плане применимо ко всем экономическим системам. Но К. Маркс данным анализом показал, что одна группа торговых работников не создает ни новой стоимости, ни прибавочной стоимости.

      Их эксплуатация заключается в том, что своим трудом они реализуют для торгового капиталиста ту прибыль, которая передана ему промышленником как плата за посредничество в торговых операциях. Другая же группа торговых работников своим трудом не только создает для себя необходимый продукт в форме заработной платы, но и производит для хозяина прибавочную стоимость.

        Торговая прибыль - это прибыль, получаемая от реализации товаров за счет разницы между покупной и продажной ценами.

        Торговая прибыль представляет  собой, стало быть, часть прибавочной  стоимости, которую промышленник  уступает торговцу. Затрачивая определенный капитал, торговец должен получить на этот капитал прибыль обычной величины.

        Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной  ( или продажной) цены по отношению  к торговым издержкам в расчете  на один товар. 

        Прибыль можно получать, продавая товары по их реальной стоимости ( полным затратам средств производства и труда в расчете на изделие), если розничная цена равна этой стоимости. Торговая прибыль будет равна разнице между розничной ценой и более низкой оптовой ( сбыточной) ценой фирмы - производителя изделий.

       Источником  торговой прибыли является и  труд мелких товаропроизводителей, которых торговый капитал эксплуатирует  и как продавцов, и как покупателей,  образуя так называемые ножницы  цен. 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"