Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:29, контрольная работа

Краткое описание

Раскройте следующие понятия:
Конкуренция: сущность и виды. Методы конкурентной борьбы. Последствия конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика переделаноя.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

 

Задание 1

Раскройте следующие понятия:

  1. Конкуренция: сущность и виды. Методы конкурентной борьбы. Последствия конкуренции.

Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно сравнить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в таблице, которая характеризует положение продавцов благ. 
Таблица. Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка

Свободная конкуренция

Абсолютная монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа на рынок

   

и выхода из него

Нет

Есть (нет вхождения)

Участие товаровладельцев

   

в контроле над ценами

Нет

Полный контроль


Из  материалов таблицы нетрудно сделать  следующее заключение. Конкуренция представляет собой более благоприятное состояние рынка. Разве можно назвать естественным такое положение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

а) масштабам развития

б) характеру

в) методам соперничества

По  масштабам развития конкуренция  может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли- продажи товаров и услуг)
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории)
  3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода)
  4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода
  5. национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны)
  6. международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке)

По  характеру развития конкуренция  подразделяется:

  1. на свободную
  2. регулируемую

По  методам ведения рыночное соперничество  делится:

  1. на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен)
  2. неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.)

Теперь  подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает:

  • Во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
  • Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
  • В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует  начальному периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества: регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.

На  конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы:

а) ценовые методы конкуренции — это конкуренция, в которой главным средством борьбы является цена (монопольно высокая цена, монопольно низкие цены, демпинговые цены, дискриминационные цены).

б) неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.

в) нечестная конкуренция — это нецивилизованные формы конкурентной борьбы, которые проявляются в нарушении субъектами рыночных отношений действующего законодательства, профессиональных, этических, моральных норм и правил поведения для достижения неправомерных преимуществ в конкуренции.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

  1. Монополия: сущность и виды.

Монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени охвата  экономики выделяются такие виды  монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли —  абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов  закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства  также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера  и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

  • а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей
  • б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода
  • в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки)

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства)
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: картель, синдикат, трест и концерн.

  • Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.
  • Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
  • Трест — монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

  1. Монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция (monopolistic competitions) — рыночная структура, в которой значительное число фирм поставляют сходную, но не идентичную продукцию.

Олигополия - форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. 
 
Виды олигополий:

  • Однородная (недеференцированая) – когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция – продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт – 3 сорта, сахар – около 8 сортов, алюминий – около 9 марок).

  • Неоднородная (деференцированая) -несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию.

Неоднородная продукция – продукция, отличающаяся широким разнообразием  типов, сортов, размеров, марок. 
Пример – автомобили,сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок).

  • Олигополия доминирования – на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм которые делят между собой оставшийся рынок.

Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО “Кирамин”, производящее более 75% этой продукции.

  • Дуополия – когда на рынке работает только 2-а производителя или продавца данной продукции.

Пример: в РБ два завода производящих телевизоры – Витязь и Горизонт, они действуют во всем подражая друг другу. 
Характерные особенности функционирования олигополий:

  1. Производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.
  2. Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен – взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу.Так если один олигополист снизит цены,то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.
  3. В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы.

 

  1. Антимонопольное регулирование

РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ — деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов

 
Система антимонопольного регулирования  формируется во всех странах с  рыночной экономикой. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения  возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и  юридические меры.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"